Пожатье гипсовой десницы — «Два, три, демон, приди!» братьев Филиппу
До российского проката добрался один из главных любимцев кинопрессы этого года — австралийский хоррор «Два, три, демон, приди!», поддержанный небезызвестной кинокомпанией A24. Почему на картину и правда стоит обратить внимание (и в то же время поубавить пыл), рассказывает Марат Шабаев.
По тик-токам и рилсам разлетаются вирусные видео — на них подростки проводят нехитрые ритуалы с рукой (не те, о которых вы подумали), некоторые из которых заканчиваются плачевно. Суть жутких челленджей проста: на вечеринке каким-то образом оказывается гипсовая рука, которая способна призвать в комнату души умерших. Коснешься ее, зажжешь свечу, пригласишь призрака войти — и тогда нехорошая сила временно займет твое тело. Но через полторы минуты важно задуть свечу и отпустить руку — последствия «передоза», естественно, летальные. Как и откуда взялся жуткий артефакт, кто придумал правила, неизвестно — но поговаривают, что под слоями гипса находится мумифицированная конечность настоящего злого колдуна.
Социальные сети — чума XXI века, и все новые бубоны растут с ужасающей скоростью. Когда в компании депрессивной девушки Мии (Софи Уайлд) возникает та самая рука, ее друзья активно подсаживаются на паранормальную дурь — сама Миа со своим тяжелым бэкграундом (пару лет назад ее мать умерла, приняв горсть таблеток) оказывается в первых рядах. Вскоре печать горя ляжет на ее ближайшую подругу Джейд (Александра Дженсен), младший брат которой, Райли (Джо Берд), очень некстати окажется на очередной вечеринке мистических рукопожатий.
Хоррор в XXI веке пережил немало, рядился в самые разные одежды. Последний виток моды — санденсовские страшилки, которые уже традиционно выходят под лейблом А24. Они часто бывают страшными до дрожи в коленках («Реинкарнация» Ари Астера), но от реальности не спрячешься. Новый хоррор — это чаще тягучая драма (слоубернер?), из теста которой вместе со всеми джампскейрами случайно выковыряли и сам хоррор. Бывалые критики от модных «постхорроров» и «элевейтед хорроров» (пожалуйста, не употребляйте эти «термины» всерьез) плюются и часто оказываются правы.
Это редкий хоррор, который понравится как юным фанатам жанра, так и вечно недовольным жанровым гикам
На первый взгляд, «Два, три, демон приди!» — это новый саженец на той же грядке. Все составляющие на месте: фильм сняли Дэнни и Майкл Филиппу, блогеры-близнецы и авторы YouTube-блога RackaRacka, американским прокатом занималась все та же А24. Оригинальное название (Talk to Me) — явная метафора того, что подросткам не хватает психотерапии, которую они замещают нездоровыми аддикциями (да, рука — тоже очевидная метафора). Но после просмотра хочется облегченно выдохнуть: «Два, три, демон, приди!» — это редкий хоррор, который понравится как юным фанатам жанра, так и вечно недовольным жанровым гикам.
Однако работы Филиппу все равно коснулось жуткое проклятие новых хорроров. Имя ему «перехайп»
От условного А24 тут пристальное внимание к ментальным проблемам героев. Да, Мие явно требуется помощь, ведь непроработанная травма тянет ее прямиком в ад. К счастью, в фильме есть не только драматическая часть, но и злейшие хорроры-аттракционы. Братья Филиппу не страдают фестивальной претенциозностью (хотя драматургию им все-таки следует подтянуть), потому что их киношколой стал YouTube. Разве могли парни, которые снимали бодрые ролики про рэпера 6ix9ine во время зомби-апокалипсиса или Рональда Макдональда в качестве рестлера, сделать на полном серьезе какую-то нудятину? Да, первая треть «Два, три, демон, приди!» все-таки затянута и скорее похожа на какой-то клон «Эйфории». Но все же дебютный фильм Филиппу больше наследует хоррорам Сэма Рэйми и Уильяма Фридкина, а сравнивать его хочется с «Коматозниками» и «Зловещими мертвецами». Этот хоррор действительно пугает, поначалу — крутым гримом (черноглазые «одержимые» получились по-настоящему жуткими), а затем уже и тем, как героев затягивает сверхъестественная пучина. Попытки что-то исправить делают все хуже, а с каждой новой минутой ад показывает себя с новой стороны — за Мию и ее друзей действительно страшно; лучше всего в фильме удалась финальная треть, самая скрупулезно безумная часть фильма.
Однако работы Филиппу все равно коснулось жуткое проклятие новых хорроров. Имя ему «перехайп». «Два, три, демон, приди!» прописался в списке самых высокооцененных фильмов года на Rotten Tomatoes, собрал в международном прокате 36 миллионов долларов (похвальный результат для кино за 4,5 миллиона) и кучу восторженных отзывов про «новое слово в жанре».
Люди, которые с удивлением открыли жанр за последние пять лет («ого, не то что примитивные страшилки из ХХ века!»), с пеной у рта расхваливают любой мало-мальски пристойный образчик хоррора, хотя им стоило бы повнимательнее изучить историю ужасов. Кажется, именно наивный восторг такого рода способен убить любой фильм. Даже если это вполне пристойный хоррор.