Средний класс никто не любит
Этому вульгарному фильму с невкусным названием назначено было, тем не менее, поучаствовать в одном добром деле: распахав девственную территорию и освоив новую социальную нишу, предъявить стране фигуру менеджера среднего звена.
Необязательность киношного высказывания здесь такова, что провоцирует необязательность высказывания рецензионного. Я, однако же, попробую удержать себя в руках.
Менеджер предъявляется
Всё это ряженое безобразие, получается, творится в головах пресловутого офисного планктона.
Один брат, по имени Егор, служит в столичном офисе и подаёт там надежды в виде финансовых отчётов — некоей иностранной сволочи по имени мистер Джефф Барнс. Другой брат, по имени Никита, ходит в
Тут, разъясню свою терминологию, модная и вдобавок
Кадр из фильма Богдана Дробязко Суперменеджер, или Мотыга судьбы (2011)
С другой стороны, подобная манера отсылает нас к сельяновской же дилогии «Брат» — «Брат 2», где доминировал скорее анекдот, нежели архетип, хотя фильмы, не поспоришь, сильные,
Кроме того, вспоминается огромный пласт
Думаю, даже западные разведки удивлялись необязательности тех ещё повествовательных приёмчиков!
Там
Некоторое время назад продюсер Сельянов выпустил весьма обаятельную картину про Хоттабыча. Так вот, «Суперменеджер» — это по структуре попытка кальки, но совсем уже неинтересная.
Тут хорошо видно, насколько Россия выпала из Большой Истории: никакого, даже стёбного, нарратива не получается; только обрезки, ошмётки старых мифов, сюжетов и анекдотов.
Непонятно, «кто и зачем тут говорит». Или иначе: непонятно, с кем и за что вот эти мастера культуры.
Сатира? Апология «эффективного менеджера» с огнём большевистским в груди? Беспристрастная классификация менеджерских фантазмов? И то, и другое, и третье, и
Очень сильные, очень умные, очень уважающие массовый заказ англосаксы навязали миру свою образную модель. Российские менеджеры, в чьих головах творится одна только вечная толкиновская баталия — это вроде бы эффективная метафора нашего геополитического поражения. Однако же, ну и что?
Если в «Хоттабыче» была ещё, особенно в первой половине картины, весёлая обаятельная изобретательность, то здесь имеем механическое нанизывание
Кадр из фильма Богдана Дробязко Суперменеджер, или Мотыга судьбы (2011)
Проблема не столько в конкретных авторах. Проблема в социокультурном раскладе. Наша культура никогда не заискивала перед умным и внимательным массовым человеком. Она ориентировалась либо на любителей «высокой дворянской литературки», либо же, в своих совсем уже пошлых образцах, на так называемое быдло.
Объяснить «среднему классу», пускай даже и суррогатному, про его, среднего класса, жизненные обстоятельства — не хватает речевых и образных ресурсов. Получается суетливая механическая кукла, которая не нужна ни среднему суррогатному классу, ни тем более «филологам» или плебсу.
Абсолютно безадресное высказывание, хотя Сергей Сельянов заботился и заботится об адресности и доходчивости своих фильмов как никто другой из наших продюсеров.
В процессе просмотра я выписал на листочек множество деталей и реплик, которые, как поначалу казалось, оживят впоследствии мою раздражительную, написанную без любви и ненависти рецензию. Ан нет, через час после просмотра реплики и детали эти кажутся
«Мне нравится моя жизнь, я в ней понимаю!» — настаивает «эффективный менеджер» Егор, которого уволили за нечуткость в работе с
«Надо хотя бы иногда жить в реальной жизни!» — требует девушка его
Такого рода реплики сигнализируют о том, что заботило авторскую группу картины: мотив жизни, реальной и виртуальной, подлинной и мнимой, и т. п. А
Драматизм снимается. С комизмом и того хуже. Не холодно и не горячо.
Кадр из фильма Богдана Дробязко Суперменеджер, или Мотыга судьбы (2011)
Фольклорного характера поход на богатую Москву был даже в совершенно вроде бы непохожей на «Мотыгу судьбы» «Окраине» Петра Луцика. Недавно один мой тульский приятель, поработавший на тульском же строительстве в компании среднеазиатской рабочей силы и за совсем небольшие неадекватные деньги, бросил внезапный клич: «На Москву!».
Возглавит ли подобный ему простой русский паренёк новую Золотоордынскую конницу, сформированную
Возглавит. Сожжёт. Снова продастся. Циничный пессимизм, к которому не хочется присоединяться.
Фольклорная архаика у нас даже в столичных богатых офисах. Аутентичный
И самое любопытное, что мне это давно уже не обидно.
Читайте также
-
Черная неделя жанрового кино
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини