История

3D без очков — Николай Майоров о советском стереокино

В «Иллюзионе» состоялся уникальный показ стереофильма Сергея Микаэляна «Разноцветные камешки» (1960). По этому поводу мы попросили киноведа Николая Майорова рассказать, каким было советское 3D-кино.

«Разноцветные камешки». Реж. Сергей Микаэлян. 1960. Фото: cinemafirst.ru

О фильмах

Разработки советского стереокино начались еще со второй половины 1930-х. Первый полнометражный фильм вышел в 1941-м году. Это был фильм-концерт с говорящим названием «Концерт» (также известен как «Земля молодости»). Его снимали в 1940-м году, в двух вариантах: черно-белом и цветном. После окончания Великой отечественной войны началось производство полнометражных игровых стереофильмов. Уже в 1947 году на экран были выпущены первая серия знаменитого «Робинзона Крузо» (1947) с Павлом Кадочниковым и Юрием Любимовым, а также кинокомедия «Машина 22-12», которую многие зрители знают как «Счастливый рейс».

Практически каждый год выпускалось минимум по одному стереофильму. Если же в один год не было ни одной премьеры, то в следующем их было как минимум две. Во всем мире стереокино снималось и снимается спонтанно, всплесками, порой с огромными перерывами, тогда как в СССР это была цельная и практически непрерывная история, оборвавшаяся только с крушением Союза и его кинопрокатной и кинопроизводственной индустрий.

3D и стереокино — это одно и то же, только названия разные

Голливудское стереокино существовало лишь в отдельных жанровых сегментах, у нас же трудно сыскать жанра, в котором не был бы снят стереофильм.

Часто выпускали сборники короткометражных и среднеметражных лент. Например, в 1948-м вышла программа из трех фильмов — «Солнечный край», «Карандаш на льду» и «Кристалл». В первом из них показывали советские курорты Крыма и Сочи, а во втором был знаменитый наш клоун Карандаш (Михаил Румянцев). Но самое интересное, что в «Карандаше на льду» снялась и Людмила Целиковская, которую все тогда знали как исполнительницу ролей статных красавиц и цариц, но здесь она играла нападающую хоккейной команды! А третий из этих фильмов, «Кристалл», был первым научно-популярным стереофильмом в цвете. В нем показывали коллекцию кристаллов из Академии наук и рассказывали, какое значение они имеют для нашего мира.

«Концерт» («Земля молодости»). Реж. Александр Андриевский. 1941. Фото: cinemafirst.ru

Существенную долю стереофильмов занимали сказки. Чего только стоит «Ученик лекаря» (1983), отлично смотрящийся и сейчас, даже в «плоском» варианте. То же касается и других сказок: «Она с метлой, он в черной шляпе» (1987), «На златом крыльце сидели» (1986). Не раз к стереокино обращался наш великий Александр Роу. С ним был связан один уникальный случай: он смог снять два фильма параллельно. Не просто одну и ту же ленту в стерео- и обычном варианте (так делали повсеместно), а две совершенно разные картины на одном материале. Это были снятые в социалистическом раю под названием «детский лагерь Артек» картины «День чудесных впечатлений» и «Артек», вышедшие в 1949 году. Причем «День чудесных впечатлений» кажется мне одним из лучших документальных фильмов в своем роде, несмотря на то, что кроме видовых кадров там почти все постановочное, но производящее впечатление документального. На премьере восстановленного фильма в Ялте местные Артековцы тех лет говорили мне, что там всё правда.

Были и совсем неожиданные для стереоформата картины. Например, драма «В степи» (1950) — первый фильм по сценарию Александра Галича, с Марком Бернесом в главной роли. Или «Белый пудель» (1955) — экранизация одноименного рассказа Александра Куприна, поставленная Марианной Рошаль на Одесской киностудии, но снятая в Крыму. Или уникальный в своем роде фильм-опера «Алеко» (1953) по Рахманинову.

Наша система «Стерео-70» стала основой для создания IMAX

Были даже детективы! Например, «Сувенир для прокурора» (1989) с Юрием Соломиным, или последний снятый на пленку стереоскопический фильм «Рысь идет по следу» (1994). Его мы некоторое время назад восстановили и с успехом показывали в «Иллюзионе», дважды повторяя «по просьбам трудящихся».

Бестселлером советского стереокино однозначно считается «Таинственный монах» (1967), шедший в прокате на протяжении десятилетия, и только в первый год собравший тридцать шесть миллионов зрителей. Правда сейчас фильм смотреть тяжело: с годами он все-таки утратил свою прелесть. И дело отнюдь не в технологии.

«Машина 22-12» («Счастливый рейс»). Реж. Владимир Немоляев. 1947. Фото: cinemafirst.ru

О технологии

Разрабатывать технологии для показа стереофильмов с очками у нас разрабатывать еще до войны, но была проблема с поиском материала для создания специальных поляризационных линз, и решилась она только к концу шестидесятых годов. Кстати, очки эти были не красно-синими (то еще люмьеровская технология!), а прозрачные, с поляризационными фильтрами, как в современном 3D-кино.

Да, 3D и стереокино — это одно и то же, только названия разные. Тем не менее, разработки в области стереоскопии шли в разных странах параллельно друг другу: причем в России они продолжаются по сей день.

В советском кино было десять систем стереокино. Каждая лучше предыдущей. Но в этом крылась одна проблема: снятый на новой системе фильм уже нельзя было показывать на старой, и наоборот.

Все знают о кинозалах IMAX, но не все знают, что наша система «Стерео-70» получила технический «Оскар» и стала основой для создания IMAX и других широкоэкранных систем показа стереокино.

Зрители часто жалуются на то, что от современных зарубежных 3D-фильмов сильно устают глаза и болит голова, и также удивляются, что такого эффекта нет от советских стереофильмов. Почему от них не болит голова? Все дело в очень точных расчетах, учитывающих положение тел в пространстве и различия в конвергенции и аккомодации. Говоря простыми словами, все сделано так, чтобы глаза не уставали. В СССР существовали строгие технические стандарты стереоскопического изображения, нормы размера экрана (до семи метров в ширину) и так далее. Тогда как в Америке стереокино снимали не для конкретных размеров экрана, а «вообще» — из-за чего в разных залах они производят совершенно разный и порой довольно удручающий эффект.

Мы были единственной страной в мире, где стереофильмы демонстрировались без очков
Растровый экран для показа стереокино без очков. Фото: НИКФИ

О стереокино без очков

Мы были единственной страной в мире, где стереофильмы демонстрировались без очков — и продолжалось это почти до середины 70-х

Для кинотеатрального показа был нужен специальный линзо-растровый экран, изготавливаемый по специальной технологии на стекле. Последний такой экран был установлен в кинотеатре «Октябрь» в 1968 году и открыт к Первомаю.

Технология была доведена до совершенства, но довольно трудна в применении, как из-за сложной производственной цепочки, так и из-за еще более сложной логистики. Основа делалась на стекле, максимальный размер которого — четыре метра на три. Все бы ничего, но транспортировка такого огромного стекла была практически невозможной. Особенно в масштабах страны.

Очень часто на показах «Майской ночи» зрители говорили про запах яблонь

Особая ответственность требовалась и от киномехаников. Тут нельзя было просто поставить бобину и пойти курить — киномеханик должен был находиться в проекционной на протяжении всего сеанса. Даже мельчайшая ошибка била по глазам очень серьезно.

Но маленьких экранов такого формата было немеренно, и многие из них сохранились до нынешних времен — вот только фильмы с годами стали преимущественно широкоэкранными.

«Майская ночь, или Утопленница». Реж. Александр Роу. 1962. Фото: cinemafirst.ru

Стереокино как документ

Эффект стереокино иногда распространяется не только на зрение. Очень часто на показах «Майской ночи» (1952) Александра Роу в стереоварианте зрители — причем даже подкованные! — говорили про запах яблонь. Ответственно заявляю: ни на одном из показов мы не использовали ароматизаторы, это все сила изображения! Подобные истории случались часто: люди в зале начинали вдруг слышать запах розы на крупном плане, и так далее.

Отечественные стереофильмы были и источником документалистики. Все дело в том, что советское стереокино — это еще и огромное количество высококачественных видовых съемок и городов, и природы, и памятников. От любых других фильмов это отличается еще и тем, что для стереофильмов не всегда строились декорации, поскольку вся фальшь в объемном формате становится еще заметнее. В частности, «Майская ночь, или Утопленница» (1952) Александра Роу снималась в самой настоящей украинской деревне. Это тоже был стереофильм.

Проблема с показами таких картин в том, что стереокопии крайне редко реставрируются. Многие из них невозможно сейчас показывать. Было снято почти восемьдесят фильмов, а сохранилось и подлежат восстановлению шестьдесят пять. Может, что-то еще в кладовках киностудии Горького найдут сейчас. Есть что искать.

Записал Павел Пугачев

Подробнее о советском стереокино можно узнать на авторском сайте Николая Анатольевича http://cinemafirst.ru/


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: