Интервью

Степан Бурнашёв: «Мы снимаем о себе, а значит, не можем врать»

Якутское кино не выходит из топа. В конце апреля на «Ленфильме» прошли показы фестиваля Arctic Open, куда заезжал режиссер «Черного снега» Степан Бурнашев, а с 12 мая в прокат выходит «Нелегал» его товарища и соавтора Дмитрия Давыдова. О снятых в долг фильмах и прочих особенностях кинематографии Республики Саха со Степаном поговорила Ксения Ильина.

«Проклятая земля. Рок». Реж. Степан Бурнашев. 2021

Вас часто называют «главным якутским хоррормейкером» и «якутским Тарантино». Что думаете по этому поводу?

Мне неважно, как меня называют. Я не зациклен на определенном жанре, не пытаюсь никого копировать. Раньше, когда я начинал, из-за того, что у меня нет кинообразования, я всегда задумывался: «А может тут снять как в том фильме». Но в итоге мне никогда не удавалось, потому что я об этом забывал во время съемок. И это здорово. Мне хочется самому что-то делать. Да и хорроров у меня всего-ничего: «Нечисть» да «Республика Z», ну и «Черный снег» тоже хоррором окрестили, хотя я думал, что снимаю социальную драму с вкраплением этнической составляющей. В «Проклятой земле» я использовал приемы хоррора, но по большей части это мистическая драма. У меня в багаже есть и мелодрамы, и молодежные комедии, и криминальные драмы. Я снимаю в разных жанрах, потому что хочу рассказывать разные истории.

«Республика Z». Реж. Степан Бурнашев. 2018

Параллель с Тарантино может еще в том, что он без образования, и я без образования, он любил много смотреть кино в детстве, и я любил. Справедливости ради нужно сказать, что Тарантино умело копирует. А я не умею этого делать. Хотя я знаю якутских ребят, которые иногда кадр-в-кадр копируют, но по-своему. Я не считаю, что это плохо. Это их сверхспособность. А моя сверхспособность — снимать монтажное кино. Я работал с Александром Анатольевичем Прошкиным в Оренбурге и тогда увидел, как это делается. Это надо быть настолько уверенным в себе, чтобы запасных вариантов не делать, а снимать последовательно. Потом я сам стал снимать таким образом. Я все монтирую в голове и порой не снимаю ненужные реплики, которые хочу увидеть на крупном плане. Я рад, что у меня начинает получаться. С каждым проектом я совершенствуюсь. Этому, конечно, помогает то, что я после каждой смены иду и монтирую то, что снял.

Все снимают, а чем я хуже?

Раз уж я вспомнила Тарантино, давайте так: три ваших любимых режиссера?

Не столько режиссеры, сколько их фильмы. Первые, что пришли в голову сейчас: «Малышка на миллион» Клинта Иствуда, «Терминатор-2» Джеймса Кэмерона. В свое время я был под большим впечатлением от этого фильма и считал, что это лучшее кино из того, что было снято. Что еще? «Бердмен» Иньярриту, «Мимино» Данелии. И фильмы Тарантино тоже. «Однажды в Голливуде» мне понравился, там много обстановки и быта кинематографистов. Мне это близко.

«Ыт». Реж. Степан Бурнашев, Дмитрий Давыдов. 2021
Якутское кино в пяти словах Якутское кино в пяти словах

Как думаете, почему так вышло, что именно в Якутии получилось за маленькие деньги начать снимать по-настоящему достойные фильмы? Не единожды, а системно? В чем секрет?

В 2004 году у нас вышел в прокат фильм «Любовь моя» Сергея Потапова, его взял в репертуар кинотеатр «Центральный», рискнул и не прогадал. Народ пошел в кино. И тогда многие поняли, что, оказывается, можно снимать и показывать! Показывать в кинотеатре, по-настоящему. До этого же много было и телефильмов, и «Сахафильм» снимал, но в массы они уходили только через местное ТВ. А тут большой экран, волшебство. Потом на базе кинотеатра «Центральный» появилась кинокомпания «Алмазфильм», ее основал Александр Данилов. Анатолий Сергеев снял фильм ужасов «Тропа смерти», у него была мощная рекламная кампания, как у настоящего большого кино. Постер, тизер, трейлер, ролики, новости — это сработало. То был 2007 год. Все пошли в кино. Кому-то понравилось, кто-то разочаровался, не суть. Главное, многие поняли, что можно не только снимать и показывать, но и зарабатывать на этом. Был период, когда все подряд снимали, самого разного качества фильмы. И народ ходил на все подряд. Тогда и у меня зародилась мысль — все снимают, а чем я хуже?

А когда ты только начинаешь, нужно начинать с себя.

В детстве я смотрел много фильмов и задавался вопросом — а почему мы не снимаем наши истории? Вот посмотрел я фильм ужасов и думаю — а мне недавно рассказывали историю, которая намного страшнее и кинематографичнее. Почему это не снимают? Я мечтал, чтобы снимали у нас и о нас.

Потом уже количество перешло в качество. Одна из важных черт якутского кино — мы снимаем о себе, а значит, не можем врать. Это обычные человеческие истории, тем и подкупают. У нас, конечно, уже тоже появляются ребята, которые видят успех других на фестивалях и думают: «А сниму-ка я не простую историю, а „большую“». Я много общаюсь с молодыми и чувствую, что они хотят что-то этакое снять. Пытаюсь им объяснить, что если ты дебютант, так снимай о себе. Конечно, когда ты снимешь 20 фильмов, у тебя уже мозг будет работать без ограничений и ты можешь снимать все, что захочешь, хоть о буддийских монахах, почему нет. А когда ты только начинаешь, нужно начинать с себя.

«Проклятая земля». Реж. Эллэй Иванов. 1996
По большому счету, в современном мире у общества одинаковые проблемы.
Якутский мир Алексея Балабанова Якутский мир Алексея Балабанова

Вы хорошо знаете, что было с якутским кино до вашего поколения режиссеров? В 80-е? 90-е?

С 80-ми я знаком, но на меня оказали влияние именно 90-е. Я обменивал много видеокассет в то время, и тут мне однажды говорят — есть вот такой якутский фильм. Прихожу домой и вижу очень жесткое кино, наконец-то мои мысли воплотились на экране. А потом еще по ТВ показали «Проклятую землю», она мне безумно понравилась, я любил ужасы. Потом «Сахафильм» снял «Черную маску», я видел его в студенчестве, обрадовался, что смотрю якутское кино на большом экране. Два главных режиссера этой эпохи — это Алексей Романов, первый вгиковский режиссер, и Никита Аржаков, который потом снял этот эпичный фильм за 260 миллионов [речь идет об историческом эпосе «Тыгын Дархан», вышедшем в 2020-м году — примеч. ред.].

Еще есть фильм Анатолия Васильева, он доступен на YouTube, называется «Сайылык» (1992), он очень своеобразный и аутентичный. Стоит посмотреть, чтобы понимать, что кино зародилось не с нами, а тогда уже. Для многих кинематографистов эти режиссеры сыграли определенную роль в творческом становлении.

«Черный снег». Реж. Степан Бурнашев. 2021

Зритель из Якутии и зритель из условной центральной России смотрит ваши фильмы по-разному?

В глобальном смысле нет, они видят одну историю. Например, мы показывали «Черный снег» на Лендоке, а после сеанса пошли посидеть с ребятами, которые рассказали мне о своем друге, который был на показе. Он заплакал, потому что увидел свою деревню, которая находится всего лишь в 70 километрах от Петербурга. Или пример с Варшавой. Мы показали там «Ыт». Некоторые в якутском обществе считают, что мы показываем себя с плохой стороны. А в Варшаве вопросов в духе «почему у вас так плохо» не было. Они увидели самих себя. По большому счету, в современном мире у общества одинаковые проблемы. И как бы мы не отличались ментально и национально, процессы все равно идут параллельно.

Стал шутить, что когда есть нечего, мы идем в лес, собираем алмазы и сдаем в ломбард.
Кинотавр-2020 — «Пугало» Дмитрия Давыдова Кинотавр-2020 — «Пугало» Дмитрия Давыдова

В то же время якутский зритель увидит своих соседей, свои пейзажи, немного другие детали, у него могут возникнуть вопросы. Именно поэтому критическое отношение в Якутии к нашему кино чуть выше. Яркий пример — «Пугало» Дмитрия Давыдова. На «Кинотавре» фильм вызвал фурор, а у нас к нему очень жестко отнеслись. Многие люди понимали, конечно, что это не о нас, а о таких юродивых людях, которые не могут найти свое место. Но из-за того, что фильм снят на якутском языке и на якутской земле, многие воспринимали историю буквально. И с «Черным снегом» так было. Я некоторым людям даже объяснял, что были времена, когда нас спаивали приезжие, а сейчас есть люди, которые сами спаивают своих. И это проблема. Об этом нужно говорить. И опять же, условия очень холодные, техника безопасности — это тоже наше, частное.

«Черный снег». Реж. Степан Бурнашев. 2021

Есть еще такое мнение, что для Москвы и Петербурга якутский кинематограф интересен своей «диковинностью», «экзотичностью». Такой несколько колониальный взгляд. Как к этому относитесь?

Раньше такое было, да. Вначале, когда якутское кино только стали показывать на фестивалях. И, возможно, даже призы давали именно поэтому. А сейчас покажите мне кинокритика, который не смотрел якутское кино.

Кинокритики — все-таки особая каста.

Но оценивают фильмы и пишут о них же в основном критики. Во всех городах, где показывали якутское кино, уже есть свои любители якутского кино, я их встречал. Допустим, в Москве они с показа на показ переходят. Это не кинокритики, не земляки, а просто москвичи, которым понравился фильм, и они пришли на следующий. И тут уже колониальности нет, само понятие размылось, зрители не впервые смотрят якутское кино, благодаря платформам у нас увеличивается зритель.

Я в первую очередь зритель, а потом уже режиссер. Мне повезло, что я могу сам для себя снимать кино.

Отчасти благодаря якутскому кино мы боремся со стереотипами, которые есть в головах у некоторых людей. Я учился в Смоленске полтора года, и в один момент мне надоело объяснять, что у нас и образование есть, и машины ездят, и города стоят. Стал шутить, что когда есть нечего, мы идем в лес, собираем алмазы и сдаем в ломбард. Или вот эти представления, что мы на оленях ездим, а медведи по улицам ходят. У нас ведь все так же, как и здесь, особенно в городах. У нас очень современные люди, я даже удивился, когда в 1998 году попал в Питер и будто снова очутился в Советском Союзе. У нас уже очень модно одевались в то время, а тут у был гид в советской куртке и шапочке старой такой. И сейчас молодежь у нас продвинутая: одевается стильно, изучает все, в культуре разбирается. Благодаря якутскому кино мы расширяем зрительский кругозор. Кино ведь такое искусство, где за полтора часа можно многое рассказать.

«Наша зима». Реж. Степан Бурнашев. 2022

А конкретно вам интересен сейчас больше какой зритель? Якутский, российский или международный?

А я их не различаю. Потому что я сам зритель. А я смотрю все: артхаусное, голливудское, иранское, японское, корейское, индийское кино. Я не снимаю ради определенного зрителя, я снимаю для себя. Я в первую очередь зритель, а потом уже режиссер. Мне повезло, что я могу сам для себя снимать кино. На любом языке, в любом жанре. Наверное, в первых фильмах я думал о том, что я снимаю для какого-то условного зрителя. Наверное, якутского. Я думал: «Как мне так снять, чтобы ему было интересно?» И я так один фильм испортил на монтаже, пытаясь думать за зрителей. Ты не можешь влезть в голову своему зрителю.

Где берете деньги для своих проектов? Республика поддерживает?

Я ненавижу деньги, потому что они мешают мне творить. (Смеется.)

Но без них, увы, творить тоже невозможно.

Республика объявила, что будет выделять 80 миллионов ежегодно, но пока в полной мере этого не делали из-за пандемии. Вот в 2020 году выделили 20 миллионов, их даже кто-то получил. В 2014 году мне дали на фильм «Другая жизнь» 200 тысяч рублей, тогда общий фонд был 5 миллионов. И в 2016 году мне позвонили: «У тебя же готовится фильм, не хочешь поддержки?» Мне дали тогда 400 тысяч. Больше я государственной поддержки в денежном эквиваленте не получал. В прошлом году делали конкурс на 30 миллионов, я подавался, но тоже не вышло. У нас есть негосударственная поддержка. Например, Арсен Томский создал свой фонд «Sinet Spark». Он поддерживает кино, выделяет 10-20 миллионов, объявляет конкурс. Я так получил на два моих последних фильма по миллиону рублей.

Мы же снимаем за маленькие деньги не потому, что мы можем. Просто других денег нет.

Есть у меня смешная история. Я был по уши в долгах с «Черным снегом» и «Проклятой землей», так еще задумал снимать фильм «Наша зима». И вот мне дают миллион рублей. Мне жена говорит: «Хорошо, у тебя есть миллион, ты в долгах, так откуда еще у тебя будут деньги? У тебя же бюджет фильма не миллион рублей». Я и задумался, надо ли мне снимать. А потом решил: «А когда мне вообще кто-нибудь давал миллион безвозмездно, чтобы я снимал кино?» Это же будет глупо, когда мне наконец дают деньги, а я такой: «Ребят, я в долгах, я не могу снимать». И согласился, конечно.

Потом уже «Черный снег» хорошо в прокате собрал, мы продали фильм на платформы, я разобрался с долгами, расплатился за новый фильм и сказал группе, что когда с проката будут деньги или я где-нибудь их найду, то сразу же с ними расплачусь. Они поверили в историю и согласились. А потом мне и Дмитрию Давыдову наш Амгинский район за победу на фестивалях подарил по машине «Нива». Я эту машину продал, чтобы снимать фильм. Поговорил с ребятами снова, объяснил, что у меня денег 600 тысяч за машину, могу дать небольшой аванс. Так и снимаю. На самом деле уже немного надоело. Мы же снимаем за маленькие деньги не потому, что мы можем. Просто других денег нет. В этом году я подался в российский Минкульт, но пока ни один якутский продюсер там денег не получал. Посмотрим.

«Ыт». Реж. Степан Бурнашев, Дмитрий Давыдов. 2021
Общаемся, дружим, но и конкуренция здоровая.
Дмитрий Давыдов: «В якутском кино собрались упорные ребята» Дмитрий Давыдов: «В якутском кино собрались упорные ребята»

Вы сотрудничали с Дмитрием Давыдовым на фильме «Ыт» и делали монтаж «Пугала». С кем еще дружите из якутских кинематографистов? С кем хотели бы поработать в будущем?

Я общаюсь со всеми. Помогаю как могу. И по монтажу, и сценарий могу прочитать, и с документами поработать, и кого-то привезти помочь. С Димой же мы из одной деревни, знали друг друга, хоть и учились в разных школах. Потом он у меня актером был, а я — вторым режиссером у него на фильме «Нет бога, кроме меня», монтировал «Пугало», а также «Нелегала», «Молодость» и «Песни лета». Мы всегда поддерживаем друг друга. Для моих фильмов «Последний день», «Республика Z» и «Проклятая земля» писал сценарии режиссер фильма «Агент мамбо» — хита нашего якутского проката — Алексей Амбросьев-младший. У меня была ассистенткой и вторым режиссером на фильме «Первая любовь» Любовь Борисова, мы трудились над болгарским проектом вместе. Работал с Владимиром Мункуевым, на фильме «Чувак» я был исполнительным продюсером. Недавно придумали с ним одну новую историю. В общем, общаемся, дружим, но и конкуренция здоровая.

А если говорить про международных кинематографистов?

Я бы с удовольствием поработал с Эммануэлем Любецки. Его работы воздействуют на подсознательном уровне. Многие считают, что это просто — одним кадром снять и сэкономить кучу времени. Но это не так. Это же уметь надо! Чтобы было обоснованно, чтобы кадр не был пустым. Это похоже на отсеивание, которым занимается архитектор.

«Проклятая земля. Рок». Реж. Степан Бурнашев. 2021

Расскажите о ваших будущих проектах.

Мы с Димой создали АММА production, хотим в будущем продюсировать молодых ребят. В прошлом году даже хотели алтайского режиссера поддержать, Мишу Кулунакова, мы взяли его сценарий и адаптировали под якутские реалии. Это был исторический фильм, мы хотели пригласить его в Якутию снять фильм на якутской культуре. Но нас, увы, не поддержали. Посмотрим, что из этого выйдет дальше.

Расскажите напоследок о фильме «Проклятая земля. Рок». Его ведь еще мало кто видел.

В 1996 году Эллэй Иванов снял картину «Проклятая земля». Она стала культовым ужастиком — многие до сих пор видят ее в кошмарах. В то время это было нечто. И все хотели сделать его ремейк, я в том числе. Потом на меня вышел один якутский продюсер и предложил снять сиквел, спустя 23 года. В том фильме много вопросов, а ответов на них нет. И вот Алексеей Амбросьев написал сценарий. Мы попытались сделать скорее не сиквел, а фильм, который бы существовал отдельно от первой части. Если человек никогда не смотрел «Проклятую землю», он наш фильм легко поймет. Это, кстати, один из немногих якутских фильмов, который рассказывает о шаманизме, мы там даже обряд показываем. Сейчас работаем над тем, чтобы точечно показать его по России, посмотрим, что из этого выйдет. А затем фильм выйдет и на онлайн-платформах.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: