«Звездные войны» — Предубеждение силы
В прокате «Звездные войны», которые отчаянно топит критика. Со всей любовью и пониманием хочется спросить: зачем? Василий Степанов без спойлеров рассказывает о финале очередной трилогии.
Критики так монументально возмущены новыми «Звездными войнами», что хочется подставить плечо Джей Джей Абрамсу, вступиться за новый эпизод странствующего галактического цирка. В конце концов, не один же он махал там кнутом. Не один ковал имперский флот и собирал рекрутов для финального броска.
«Изгой-один» — Да, смерть!
Весь новый фильм — памятник коллективному гению, многочасовым обсуждениям худсоветов (с привлечением вагнерианцев и шекспироведов). Сценарий — в угоду различным обстоятельствам — переписывался, кажется, не раз и не два, отчего некоторым героям явно не повезло, а кого-то, напротив, одарили лишними сценами. Вообще, настрадалась Вселенная. Сначала было столько планов, а потом в конце 2016-го вдруг умерла Кэрри Фишер, была череда увольнений и пересъемок, а в 2018-м как-то довольно уныло прошел «Хан Соло». И на девятой серии верховные лидеры мега-дредноута под названием Disney сработали в стиле «как бы чего не вышло».
Что ж, действительно, скорее не вышло. Горевать, однако, не стоит. Будут и другие истории под желтым логотипом — утешьтесь «Мандалорцем», друзья, ведь над маленьким Йодой плакал сам Вернер Херцог.
«Звездные войны» — Вспоминаем и молимся
Сосредоточимся на хорошем. Фильм прекрасно стартует — бессловесная увертюра, в которой вихрастый Кайло Рен, повинуясь зеленому огоньку своего грааля, обреченно мчит на черном скакуне к краю галактики — чудеса на виражах. Ну, до того самого момента, как демоны не начинают разговаривать, обсуждая скучную бухгалтерию имперской мести. К счастью, сам Кайло далек от мертвенной палпатианской рутины. У него страсть.
Все спарринги Адама Драйвера и Дэйзи Ридли не то чтобы эмоционально правдивы (не знаю, может, это память о «Брачной истории» привносит в лазерное шоу толику жизни), но уж точно предельно увлекательны: факт — за препирательствами главных героев, кульминацией которых становится влажная схватка на руинах Звезды смерти, следить интересно. Это мрачная романтическая опера — в кадре большие субъекты, обладающие собственной уникальной динамикой, которая подчеркнута с неожиданной порой для Абрамса визуальной тонкостью.
Близость — это рана
Конечно, было бы лучше, если бы их партии звучали в подобающей случаю оркестровке: в тишине горящего под ногами мира, в мрачном отчаянии трагической предопределенности, а не в хоре жалких второстепенных сюжетных линий, совершенно чуждых мифу. Не в этом гвалте мелочных забот (шпионы, карты, каскадные прыжки на звездолётах — что за притча?) и шуршании програмок и либретто.
С одной стороны — разношерстные повстанцы, толкающие свои заемные речи о святых идеалах свободы без тирании. С другой стороны — сплин фашистской бюрократии. От одного лицезрения этой альтернативы может случится несварение. Ну, ладно имперцы… эти хотя бы на стиле и смогли укрепить командный состав Ричардом Грантом в роли генерала со стеклянным взглядом, но зачем нужны последней серии герои Оскара Айзека и Джона Бойеги, пилот и бывший штурмовик, Жюль и Джим при леди-джедае, понять невозможно. На лицах когда-то перспективных персонажей выражение потерянности, как и в лице Ландо Калриссиана (Билли ди Уильямс). Но не выбрасывать же их? Disney и после смерти никого не выбрасывает.
«Последние джедаи» — Вместо силы
Хотелось бы призвать к уважению. Хотя бы к покойникам. Это одна из тех мер, которые могли бы радикально улучшить финал трилогии. Призраки, миражи, живой дедушка Палпатин, почти живая мама Лея Органа… В прошлой серии Райан Джонсон выпустил джина из бутылки, бога из машины — он убил и оживил Люка Скайуокера, и понеслось. Еще две меры такие: во-первых, выкинуть детсадовские шутки (коробит сцена с погнувшейся неваляшкой и прочий няш-мяш), ведь это картина 16+, держите себя в руках, а во-вторых, всех представителей эндемической фауны, которых предъявляет Джей Джей Абрамс, хотелось бы передать под надзор Дэвида Аттенборо.
Но, так как ни одна из вышеуказанных мер не выполнима, остается только лишний раз моргнуть или зевнуть в кинозале, чтобы дотянуть от одной эпической арии до другой и переждать сюжеты помельче. Боритесь с собственным предубеждением, тренируйте волю и побеждайте. В конце концов, ждать финала не так уж долго. Битва почти закончена, а память о Райане Джонсоне, в конце 2017-го показавшем, что в далекой галактике уже нет дистиллированных Добра и Зла, чистой Тьмы и чистого Света, а есть только плохие родители и эгоцентричные дети, чужие амбиции и свои гены, что у каждого своей квест и своя психодрама без всяких там мидихлориан, никуда не делась. Это в установленных им драматургических координатах приходится кое-как обживаться Абрамсу. Грустно, конечно, что он завалил стол плюшевыми игрушками, но ничего, мы же уже привыкли. Это ничего. Главное, чтобы дедушку любил.