Спиральная стена Томаса Хайзе
Что нужно знать о Томасе Хайзе перед просмотром его фильма «Родина — это место во времени»? Рассказывает Катерина Белоглазова.
О режиссере
Томас Хайзе родился в Восточном Берлине в 1955 году. Его отец Вольфганг Хайзе был известным философом и близко дружил с крупнейшим драматургом и театральным режиссёром ГДР Хайнером Мюллером, с которым впоследствии тесно сотрудничал и сам Томас Хайзе. Предки режиссёра по материнской линии — австрийские евреи; бабушка вышла замуж за немца, благодаря чему уцелела в годы нацизма, единственная из всей семьи. Остальные родственники, жившие в Вене, погибли в концлагерях.
По своему первому образованию Томас Хайзе — печатник, по его словам, в ГДР это был выбор социальных неудачников. В 1975 году после армии он начал работать ассистентом режиссера на студии DEFA, до 1983-го учился в Академии кино и телевидения в Потсдаме-Бабельсберге. Герои его первого фильма («Зачем фильм об этих людях?», 1980) два брата из Пренцлауер-берга хвастаются пьяными драками и недавно купленным на чёрном рынке ружьем. Фильм был снят на плёнку, приобретенную с рук, показать его публично было невозможно. Вскоре под давлением штази Хайзе покинул учёбу, его фильмы не показывались до объединения Германии, какие-то материалы конфисковывались и уничтожались.
Тем не менее ему удавалось снимать (хронику для архива), работать в театре и документальном кино (до 1997 года он режиссер-постановщик «Берлинер ансамбль»). Официальная работа помогала сохранять снятые материалы от цензуры. К примеру, одним из его документальных фильмов, не предназначенных для показа, была хроника работы полицейского участка в Берлине. Его ранние фильмы рассказывали о бюрократическом аппарате и социальной реальности ГДР. А затем внимание переключилось на изменения, которые пришлось людям после воссоединения Германии: приватизация, реорганизация бывшей промышленной сферы, безработица и правый радикализм – это его темы.
Его герои — «непримечательные» люди, судьбы которых недраматичны, и в то же время вместили в себя противоречия немецкой истории. Фильм «Отечество» (2002) посвящен небольшому городку, в котором раньше располагалась советская военная база, а «Последствия» (2012) — будням крематория накануне Рождеством. Хайзе часто снимает людей, оказавшихся на обочине общества: мятежных подростков в «Железном веке» (1992) и «Сыне. Как летит время» (2008) или восточногерманских неонацистов в «Пробке. Теперь мы едем» (1993).
С 2007 года Томас Хайзе преподает кино и медиаискусство в Высшей школе дизайна в Карлсруэ. После смерти Харуна Фароки, занял оставленный им пост профессора в Венской академии искусств.
О кино Томаса Хайзе
9 ноября 1989 года пала Берлинская стена.
Железный занавес дал роковую трещину. Слом эпох, символически выразившийся в крушении стены, стремительно превратил отныне общую германскую политику в улицу с односторонним движением: территория бывшей ГДР стала восприниматься как пустое пространство, которое предстояло заполнить — еще один рынок с растущей потребительской способностью, — администрирование этого процесса стало уделом ФРГ. День, который отмечают как момент объединения Восточной и Западной Германий, многими уже тогда рассматривался как день присоединения восточных территорий к старым федеральным землям. Одним из восточных немцев, стремившимся запечатлеть неоднозначность перемен и услышать в происходящем полифонию истории, ее скрытые закономерности и упущенные возможности, был режиссер Томас Хайзе.
В 1989 году он документировал на камеру общественные дискуссии, сопутствовавшие политическому транзиту. Из обрывков этой хроники, кадров, снятых по случаю, для архива, потому что нельзя было не снять, в 2008 году Хайзе смонтировал «Материал» — фильм, не рассказывающий историю, но сополагающий фрагментарные свидетельства так, что смысл исторических событий фиксируется на стыке образов из многомерных взаимоотношений, в диалоге времен, развертывающихся по спирали. «Всегда остается что-то. Остаток, который не становится ясным, не раскрывается, не складывается в целостную картину. Тогда изображения лежат вокруг и ждут историю», — первый титр фильма «Материал». Свой метод Хайзе сравнивает с работой археолога. В «Материале» он по черепкам собирает и реконструирует сюжет о кратком моменте обретения политической речи накануне крушения стены, об истинном миге свободы и ее последующей утрате.
Черная дыра событий — разговор с Томасом Хайзе
«Материал» стал центральным фильмом спецпрограммы «Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены» в рамках 29-го фестиваля «Послание к человеку». Там же была показана новая работа режиссера «Родина — это место во времени», фильм-эссе продолжительностью три часа сорок минут, в котором вся история Германии XX века рассказана в письмах, дневниках, фрагментах служебных автобиографий и других документов из личного архива семьи Хайзе. Режиссер зачитывает их за кадром, пока на экране тянутся длинные панорамы — окрашенные в черно-белые тона виды Родины — Heimat. Бесконечно отступает пейзаж за окном венского трамвая, и в том же темпе сверху вниз ползет полный список отправленных в концлагеря венских евреев; как зачарованные зависают в статике городские и сельские ландшафты современной Германии. Бесконечно длящееся настоящее пропитано прошлым, а история создается не из ключевых исторических событий, а через ее, истории, индивидуальное претерпевание.