«Собаки не носят штанов» — Четыре буквы и одна смерть
В прокате — «Собаки не носят штанов», финская BDSM-драма о травмах, на которые щедра жизнь. О любви и боли пишет Ксения Ильина.
Где-то в волшебном финском лесу на берегу озера стоит домик. В этом идиллическом домике живут мужчина, женщина и ребенок, и нет счастливее их на свете. Но однажды мужчина просыпается от криков девочки, которая не находит мать — она утонула. А Юха — так зовут мужчину — не смог ее спасти. Так завораживающе красиво и страшно начинается фильм «Собаки не носят штанов», третья работа Юкки-Пекка Валкеапяя, скандального режиссера молодежного роуд-муви о нешуточных пытках «Они сбежали». И слава небесам, в новом фильме Валькеапяя есть много любопытного, помимо одного интригующего названия. Но обо всем по порядку.
Пауль Верхувен: После секса и правды
В склейку умещается лет десять. Девочка по имени Элли вырастает и на день рождения решает проколоть язык. Современный папа не противится этому скромному подростковому бунту. Он — врач, почти всегда на работе в операционной, а в свободное время, после тщательной уборки и наглаживания рубашек, достает из тайника платье и любимые духи жены, пытаясь забыться в эротической игре. Не сказать, что он плохой отец — просто живет в своей параллельной вселенной, где можно только скорбеть об утрате. Поэтому так быстро и поглощает его темная комната в подвальчике тату-салона, где Элли делает пирсинг, здесь чужие фантазии — скорбные, странные, мучительные — обретают плоть под властью профессиональной доминатрикс Моны.
«50 оттенков серого»: Муки у нас
БДСМ-тема будто специально существует для того, чтобы современная культура могла на ней паразитировать — и Валкеапяя в интервью называет лишь два фильма, которые он считает удачными, аккуратно и точно ступающими по минному полю деликатной темы: это «Любовница-хозяйка» Барбета Шредера и «Секретарша» Стивена Шейнберга. Впрочем, даже их при подготовке к съемкам Валкеапяя смотреть не стал, ограничившись собственными представлениями о теме и получив консультации профессиональной доминатрикс со стажем в двадцать лет. Но, увы, никуда не деться от того, что в сознании массового зрителя тема вот уже несколько лет прочно ассоциациируется с «50 оттенками серого». И кто знает, может, именно затем и появился на экранах Валкеапяя, чтобы наконец заявить миру: БДСМ — нечто большее, чем просто латекс. Между фильмом финна и экранизацией Сэм Тейлор-Джонсон — смысловая пропасть. Для Валкеапяя показ БДСМ-практик — лишь одна из возможностей говорить о любви, потере, страхе и доверии, а его персонажи — вполне себе полноценные люди, состоявшиеся и вне темных сводов пыточного подвала.
В случае с Юхой не задаешься вопросом, почему он попал туда, куда он, собственно, попал — психологически его путешествие в сумрак выглядит весьма достоверно, как будто бы все, что ему нужно было последние годы грустной жизни — встреча с доминатрикс. Садомазохисткие сеансы могут быть такой же терапией, как и разговоры по душам с традиционным психотерапевтом или, скажем, очередной поход в спортзал. Просто некоторые любят погорячее, и это, черт возьми, нормально. Это еще один способ прожить травму, а способы не выбирают — они порой находятся сами, в зависимости от ситуации.
«Секс, ложь и видео»: На расстоянии взгляда
Валкеапяя, этакий финский Михаэль Ханеке, в прошлых своих фильмах заходивший на территорию жестокости и исследовавший ее границы, в этот раз снял скорее романтическую комедию, пусть и исполненную в непривычно черном ключе. Черты жанра тут налицо — и сюжет «пока ты меня, конечно, не любишь, но скоро все изменится», и встреча двух одиночеств, и незамысловатый финал, и даже музыкальные трюки, которые использует режиссер — все это продиктовано жанром и работает на него.
Пекка Стрэнг и Криста Косонен, играющие Юху и Мону — основа этого невероятно смешного фильма, никогда не переходящего грань, за которой происходящее на экране становится абсурдом. Но если с психологическими мотивировками героя Стрэнга, как уже было отмечено выше, все ясно, то с персонажем Кристы Косонен дела обстоят чуть сложнее. Пожалуй, как героиня она чуть менее самодостаточна, чем ее партнер. Безусловно, мы что-то знаем о ней — днем она работает физиотерапевтом и под покровом ночи превращается в доминатрикс — не ради заработка, боже упаси! — а личного удовлетворения для. Но более подробно Валкеапяя в случае с ней не копает. Мир ее темного подсознания задан как бы по умолчанию. В ее случае невозможно проследить те психологические изменения, которые постепенно происходят с Юхой.
Смешные голые
Одержимость Валкеапяя телом и вопросами телесности видна даже на уровне выбора профессии для своих героев. Все в фильме подчинено завораживающей фиксации на их телах. Камера оператора Пиетари Пелтолы неподвижно и пристально наблюдает за каждым движением Юхи и его хозяйки. Камера так близко, что от нее, кажется, невозможно скрыться. И тут Мона находится в выигрышной позиции: она так же, как и Юха, каждый день имеет дело с человеческим телом, поэтому знает о нем многое, а вот Юха, кардиохирург по профессии, не знает о границах своего тела ровным счетом ничего. Мона — подарок судьбы, она необходима Юхе для того, чтобы помочь пережить боль нового порядка, которая только и может справиться со старой. Ну а, о способах, как и о вкусах — не спорят.