Гомер и его новая Одиссея
Когда Маяковский задавал свой знаменитый риторический вопрос: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?», в его душе наверняка присутствовал смутный образ запрашиваемого произведения, сколь удивительным бы оно ни казалось. Мне кажется, что «Симпсоны» вполне подходят на роль такого многоярусного американского ноктюрна. Всевозможные модификации «водосточных труб»: обрывки рекламных клипов, комиксов, сверхчувственных гаджетов (если воспользоваться любимым выражением Маркса), — все это и многое другое пущено в дело… А результат получился удивительный и даже ошеломляющий. Мы стали свидетелями феномена, который уже сегодня можно смело назвать историческим. Попробуем рассмотреть несколько аспектов этого, не устоявшегося пока в собственных рамках, явления.
Первое, что вызывает неожиданное сопротивление, сам способ присутствия вроде бы совершенно незатейливого произведения. Когда Алиса, устав от неконтролируемых трансформаций придуманных персонажей, заявляет: «Да вы просто старая колода карт!», — наваждение исчезает и ничто больше не мешает постепенному превращению девочки в благовоспитанную английскую леди — ведь удивительны только быстрые метаморфозы, а если их замедлить (хорошенько замедлить), то даже самые невероятные из них прекрасно впишутся в обычный ход вещей. Так вот, «Симпсоны» не поддаются такому «расклинанию». Если сказать себе: да это всего лишь мультик, пусть огромный, пятисотсерийный, знакомый телезрителям доброй сотни стран, но все таки мультик, равно далекий и от суровой жизни и от признанных вершин искусства, — наваждение не рассеется, поскольку персонажи, эпизоды, цепкие фрагменты зрелища давно выпрыгнули из страны чудес и по форме своего присутствия сравнились, например, с турникетами метро, с дежурными анекдотами, скользкими тротуарами: они вошли в реестр «Тысяча мелочей повседневности» — чрезвычайно надежный с точки зрения сохранности ассортимента.
Налицо очевидная затрудненность тематизации и очередной повод задуматься об эпохе взрывной гибридизации жанров, в которую мы вступили. Дело вовсе даже не во взаимном перекрестном влиянии, которое было всегда. Сформировалась особая среда быстрой консолидации «произведений» с минимальной степенью авторизации: похоже, что авторская культура, возникнув
Еще более удивительные вещи происходят в сетевом пространстве. Там рассыпчатая визуальность с неустановленным авторством самостоятельно пробивает себе дорогу. Это может быть, например, набор ссылок на
Поэзис, процесс создания самостоятельного произведения, последовательность тщательной отделки, всегда противостоял генезису, естественному зарождению, в процессе которого порождающая сила могла не заботиться о судьбе отдельных экземпляров: дубу не жалко отдельных желудей, акации не жалко бесчисленных
Если вдуматься, то «Симпсоны», это сверхмощный изоорганизм, вступивший в чрезвычайно успешный симбиоз с людьми. У этого
Конечно же, невозможно сбросить со счетов тот факт, что «Симпсоны» — это ипостась Америки, ее в высшей степени убедительная визитная карточка. И так просто от нее не отмахнуться. Иногда приходится задавать себе вопрос: с какой стати мы должны знать столько подробностей о Хэллоуине, Бобе Хоупе, днях Независимости и Благодарения? Зачем нам клоун Красти? Почему мир следит за их церемониями вручения Оскара пристальнее, чем за бразильскими карнавалами или венецианскими биеннале? Ведь многие из потребителей этого зрелища и сами охотно согласятся, что это тупо. Эпитет stupid в применении к продуктам американского духовного производства можно услышать и в Швеции, и в Италии, и во Франции.
Суперпроект «Симпсоны» отчасти могут дать ответ на этот вопрос. Дело вовсе не в высоких духовных порывах, которые Америка
Сегодня нет незаменимого авторского коллектива, ответственного за расширенное воспроизводство гигантского
Читайте также
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Альтернативная традиция — «Звуковой ландшафт»
-
«Когда возник Петербург, всё сложилось» — Дарья Грацевич и Карен Оганесян о «Черном облаке»
-
Страх съедает Сашу — Разговор с Александром Яценко
-
«Ковбой из Копенгагена» Николаса Виндинга Рефна — Wanna Fight?
-
Все (не) напрасно — «Королевство: Исход» Ларса фон Триера