Рецензии
Фильм

Предел нежности —  «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера

С каннского фестиваля в прокат добрался новый Йоаким Триер. «Сентиментальная ценность» обращается к темам, которые давно занимают норвежского режиссёра, но в то же время ощутимо отличается по интонации от его прежних работ. Что именно изменилось — рассказывает Максим Селезнев.

Возможно, самым понимающим и прозорливым критиком Йоакима Триера всегда был один из его главных соавторов, актер Андерс Даниельсен Ли, однажды описавший манеру режиссуры своего приятеля буквально в двух словах — «джазовый дубль». Так он назвал повторяющуюся на съемочной площадке ситуацию: очередная сцена уже несколько раз разыграна по заданным стандартам, в правильном ритме, как будто отснята, но вот Триер предлагает сыграть ее еще один последний раз, давая актерам полную свободу, возможность сделать все иначе, положиться на случайность или настроение, найти что-то неожиданное. Вряд ли кто-то вел подсчеты, но интуиция подсказывает, что именно из таких дублей возникало все самое любопытное и живое в ранних фильмах норвежца — «Репризе» и «Осло, 31 августа».

Место феллиниевской буффонады здесь занимает приглушенная драма

«Сентиментальная ценность» начинается с закадрового голоса, который зачитывает школьное сочинение с интонацией, уверенно балансирующей между учительской строгостью и интимной проникновенностью. Своей выверенностью будто сразу сигнализируя — о джазовых дублях лучше забыть. Или во всяком случае не надеяться на то, что они станут часто пробиваться сквозь складность этого рассказа, где каждая внутрикадровая деталь и каждый предмет (особенно предмет, об этом позже) учтен и неслучаен. Привычный Даниельсен Ли, что иронично, спрятан на не слишком заметную роль второго плана. Еще одна ключевая триеровская исполнительница, Ренате Реинсве, ставшая главной и единственной звездой его предыдущего фильма «Худший человек на свете», здесь в роли нервической, изломанной театральной актрисы, травмированной уходом отца из семьи в детстве, лишь первую четверть хронометража будет казаться центральной фигурой. Затем все больше уступая время собственно той самой отцовской фигуре, знаменитому кинорежиссеру Густаву Боргу в исполнении Стеллана Скарсгарда.

«Сентиментальная ценность». Реж. Йоаким Триер. 2025

Проскальзывая на экран сперва тенью, постепенно Скарсгард отбирает все больше зрительского внимания, и первым по-настоящему приводит в движение сюжет, объявляя о запуске нового кинопроекта. Это будет фильм по сценарию, который он — по его собственному признанию — писал специально для дочери, с намерением снять ее в главной роли и возобновить прервавшееся давным-давно общение. Фильм, который должен стать его возвращением в режиссуру после 15 лет молчания.

Йоаким Триер: «Ужас теплится в теле, в мыслях человека» Йоаким Триер: «Ужас теплится в теле, в мыслях человека»

Сцен с творческими метаниями и производственными проблемами к середине становится настолько много, что подходящей рифмой «Сентиментальным ценностям» начинает казаться уже не «Осенняя соната», как рапортовало большинство критиков из Канн, а скорее «Восемь с половиной». С одной значительной поправкой — место феллиниевской буффонады здесь занимает приглушенная драма, так что в иной момент начинает казаться, что смотришь едва ли не фильм-искупление, организованный специально для героя Скарсгарда. Человека, способного на жестокость по отношению к семье и друзьям, бросившего своих дочерей ради карьеры, и в то же время талантливого художника, живого киноклассика, глубоко чувствующего, страдающего, а теперь еще и стареющего, что накидывает ему бонусных очков сентиментальной ценности. Говоря проще — сложная личность (последние два слова — буквально цитата из фильма).

«Сентиментальная ценность». Реж. Йоаким Триер. 2025

Но если сбавить сарказм, то можно объяснить происходящее иначе. Вместо того, чтобы снять искренне-злой и делающий больно фильм о трагических несовпадениях между отцом и дочерьми, Триер будто бы пробует решить более сложную задачу: рассказать о том как неразрешимые и давние семейные конфликты можно если не уладить, то хотя бы смягчить.

«Нежность — это новый панк»

— мотто, которое Триер настойчиво и гордо повторял в каждом околоканнском интервью.

Йоаким Триер: «Ужас теплится в теле, в мыслях человека» Йоаким Триер: «Ужас теплится в теле, в мыслях человека»

О том, что весь процесс съемок был своего рода тонкой настройкой на волну нежности — заметно по всем рассказам с площадки. Вот, например, звукорежиссер рассказывает как в ключевой сцене единения двух сестер, в обнимку лежащих на кровати, один из микрофонов зафиксировал, что сердца актрис Ренате Реинсве и Инге Лиллеос начали биться синхронно. А фраза «Я люблю тебя», произнесенная в том же кадре, по словам Инге не была написана в сценарии («Йоаким и [сценарист] Эскиль [Вогт] ни за что не осмелились бы написать такое!»), она вырвалась сама собой во время записи, как непреднамеренная импровизация.

«Я сформировался в 90-е, я весь состою из иронии. Но здесь я почувствовал необходимость поговорить об интимных, чувственных темах»

— объясняется за то, что может быть воспринято как слащавость, Триер. Но дело вовсе не в отсутствии иронии (как раз ирония в фильме есть), а скорее в невнимании к фактуре, случайностям, деталям второго плана. Чтобы объяснить, что я имею в виду — задам вопрос, способный показаться неуместным или эксцентричным. Кто такой Густав Борг?

Сценарий в самый решающий момент хищной вещью набрасывается на героиню

Вымышленный Триером большой (если не великий) режиссер, чьи ретроспективы устраивают в Париже и чьего возвращения ждут даже спустя 15 лет. Гуманист и вероятно в той же степени идеалист, в какой и циник, верящий в кино как в форму высокого искусства, как в эпос XX века (с историей которого Триер достаточно отчетливо рифмует фигуру Борга как уходящей натуры, представителя большого кино минувшего столетия). Кого такой импозантный персонаж мог бы напоминать — как человек и как режиссерский тип? Вопрос не совсем уж оторванный от происходящего в фильме, ведь в «Сентиментальных ценностях» нам позволяют подсмотреть одну пространную сцену из фильма Борга, снятую на 35 мм пленку.

«Сентиментальная ценность». Реж. Йоаким Триер. 2025

Сам Триер, описывая этот эпизод, упоминает гениев строгой режиссуры Брессона и Одзу, впрочем, сразу оговариваясь, что борговский сегмент снят с большей вольностью и хаотичностью. Интервьюер из Hollywood Reporter подсказывает свою ассоциацию — американские режиссеры 70-х, — с которой Триер охотно соглашается: да, Пол Мазурски, Питер Богданович, Вуди Аллен! Что звучит как логичная аналогия, учитывая ту значимость и те качества, которые придаются Боргу в фильме. Однако в сценарии прямо упоминается и его возраст (70 лет), а значит, если предположить, что действие разворачивается в 2025-м или около того (герой Скарсгарда не раз по-стариковски ворчит на «поколение тиктокеров» и Netflix), то это означает, что он пришел в режиссуру не ранее начала или даже середины 80-х, представляя поколение после Нового Голливуда и европейских волн.

Вероятно, самую точную догадку о личности Борга высказывал Станислав Зельвенский, сравнивая его вымышленный фильм со старательными историческими драмами датчанина Билле Аугуста, главные из которых как раз созданные в 80-е и начале 90-х. Итого, при сложении всего названного мы получаем режиссера наделенного формальной изобретательностью Брессона, энергичностью Питера Богдановича и фильмографией Аугуста. Легко ли поверить в жизнеспособность подобного монстра? При всем уважении к актерской игре Скарсгарда — едва ли.

Искусство способно звучать громче, чем самая трагическая жизнь

Конечно, от подобных рассуждений легко отмахнуться, возразив, что все это синефильские мелочи, тогда как фильм рассказывает о вечном человеческом конфликте, не привязанном ни к десятилетиям, ни к возрастам, ни к фазам истории кино. И это будет по-своему верно — конфликт «Сентиментальных ценностей» вечен, и именно поэтому о нем стоит говорить с особенным вниманием к правдивости деталей и конкретных личных обстоятельств. Иначе все рискует обратиться в абстракцию, подобно тому как в условный собирательный образ «большого художника» превращается Густав Борг.

Зато «Ценности» не вызывают никаких нареканий во всем, что связано с исполнительской и технической сторонами. От Скарсгарда и Реинсве до инородной и светящейся этой инородностью Эль Фаннинг — актеры делают то, что и положено талантливым актерам, не позволяя совсем уж унывать при просмотре. Еще лучше справляются неодушевленные предметы. Причем я имею в виду не только дом семейства Боргов, со сцены одушевления которого начинается фильм, и даже не стул из ИКЕИ или DVD-диски «Пианистки» Ханеке и «Необратимости» Ноэ (о них ни слова больше, ведь с ними связаны редкие и в самом деле удачные шутки Триера, на несколько секунд оживляющие фильм).

«Сентиментальная ценность». Реж. Йоаким Триер. 2025

Лучше всего работают совсем уж скромные объекты реквизита: скажем, целлофановый пакетик, в котором Борг носит сценарий своего будущего фильма, и в стыдное шуршание которого он — подавленный — обратно пеленает текст, когда дочь отказывается от написанной для нее роли. Или сам сценарий (непрезентабельная стопка бумаги в формате А4), в самый решающий момент он хищной вещью набрасывается на героиню, заставляя ее переосмыслить отношения с талантливым отцом. Так, будто бы те же самые напечатанные слова ранее не становились главной причиной разлада между Боргом и дочерьми, которых должно тошнить от сколь угодно гениальной прозы своего родителя.

Безусловно, искусство способно звучать громче, чем самая трагическая жизнь. Способно искуплять, преодолевать и пускай даже менять реальность. Но для этого оно должно быть живой частью этой реальности, а не сконструированным «собирательным образом».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: