С широко закрытыми глазами — «Сантош» Сандхии Сури
В онлайн-прокат вышел «Сантош» — участник «Особого взгляда» Канн 2024 года и лауреат азиатского «Оскара» за режиссуру. Российская премьера состоялась на фестивале «Зеркало», где картину пару месяцев назад наградили специальным призом жюри. Об индийском дебюте и его медленном движении к реальности пишет Вероника Хлебникова.
Зеркало — 2025
Режиссер-документалист Сандхия Сури живет в Лондоне, и ее игровой дебют создан в совместном производстве Великобритании, Индии, Франции и Германии. Темы, затронутые в фильме, слишком горячи для индийского общества и кинематографа, поэтому на американский «Оскар» «Сантош» выдвигали от Великобритании, и его шансы на прокат в Индии ничтожны.
Бездействие коррумпированной полиции, кастовое насилие, безысходность женской участи и бесперспективность карьеры под властью упырей, — все эти проблемы, несомненно, важны. Но искусство существенно преображает социальное высказывание и наделяет его силой и полнотой.

Вместо наказания следует новое преступление
Мощный и выразительный в своей изобразительной бедности «Сантош» гипнотизирует одним только взглядом, умением смотреть на вещи и видеть то, что за ними. Именно такую школу зрения проходит молодая вдова полицейского на севере Индии. Сантош — ее имя. Благодаря федеральной программе трудоустройства по наследству для малообеспеченных членов семьи, она надевает форму мужа, убитого во время подавления исламских беспорядков, и исполняет свою скромную роль в полицейском спектакле, где подлинны только страдания жертв. Спектакль заключается не только в показном правосудии, но и в шаткой иллюзии контроля государственной властью над сложнейшим устройством индийского общества с его иерархиями и конфессиональными различиями.
Там тени гуще — «Все, что нам кажется светом» Паял Кападиа
Шахана Госвами в главной роли смотрит пристально, вглядывается, не комментируя, наблюдает и лишь движением глаз легко обходит достижения других актрис, включая даже светоносную Кани Кусрути в фильме Паял Кападиа «Все, что нам кажется светом».

Постепенный и запутанный путь констебля Сантош от тотальной слепоты к прозрению выстроен как деревенский детектив, где жуткое сочетается с комическим. И первая среди страшных клоунов фильма — инспектор Шарма. Старая шельма не теряется в обществе коллег мужчин и так же цинично злоупотребляет властью. Сунита Раджвар в роли Шармы играет неизбежную деградацию и огрубение человека, вынужденного приспособиться к игре без правил, чтобы занять безопасное место в существующем порядке вещей.
Медленное движение персонажа к реальности против собственной воли
Под руководством инспектора Шармы констебль Сантош с широко закрытыми глазами расследует жестокое убийство девочки из касты неприкасаемых. Ее бессмысленное усердие приводит к противоположному результату. Вместо наказания следует новое преступление, инспектор и констебль становятся соучастницами, а определение «неприкасаемых» получает дополнительный смысл: те, до кого нельзя дотянуться. Режиссер искусно раскачивает динамику компромисса и противоречивых отношений двух женщин, извлекая из них больше саспенса, чем из расследуемого преступления.

Игровой сюжет взят в документальную раму жизни, обступающей Сантош на патрулируемых улицах, в гуще толпы или в сетевых роликах, высмеивающих индийскую полицию в сравнении с китайской. В режиссуре Сури подлинность захватывает сильнее детективного вымысла. Сам путь Сантош представляет собой неохотное, медленное движение персонажа к реальности против собственной воли, свидание с реальностью вслепую. Ее усилие поднять веки и принять решение — стать ли частью коррумпированной системы со всеми причитающимися бонусами или отшатнуться с неясными перспективами — стоит всех супергеройских подвигов Болливуда.
Читайте также
-
Хачапури и кино — «День рождения Сидни Люмета» Рауля Гейдарова
-
Как много есть людей хороших — «Хорошенькая» Индии Дональдсон
-
Лучшая созависимость — «Одно целое» Майкла Шэнкса
-
Чувствуйте себя как дома — «Дом в огне» Дани де ла Ордена
-
Следствие по телу — «Саван» Дэвида Кроненберга
-
Поехали по небу, мама — «Сказка Странствий» Александра Митты