Портрет

Ричард Бертон — Во гневе и без оглядки

Ричарду Бертону — 100. Два брака с Элизабет Тейлор, скандалы, драки и слухи, — жизнь актера за сценой. На ней — приблизительно то же самое: частые дуэты с супругой, гневные взгляды, трагедии Шекспира. О яростном кельте в день его рождения пишет Лилия Шитенбург.

У него никогда не было особых проблем с величием. Актером решил стать рано, хотя семейные обстоятельства мало тому способствовали: он двенадцатый из тринадцати детей уэльского шахтера Ричарда Дженкинса. У вас хватает воображения представить эту нищету и безнадегу? Мать умерла очень рано, папаша пил (разумеется) и в гневе рычал на домашних (об этом актер вспоминал в своих дневниках). Но в школе служил учителем некий мистер Бертон, который вел театральный кружок, — и этого оказалось довольно, чтобы в 1943 году Ричард Дженкинс-младший под псевдонимом Ричард Бертон дебютировал на профессиональной театральной сцене. Ему восемнадцать лет — и с подмостков его призывают в армию. На фронте побывать не пришлось, служил в наземной части авиационного полка в Канаде. О службе вспоминал как о состоянии бесконечной скуки и перманентной эрекции.

Ричард Бертон

После демобилизации работал в театре, год прослужил в труппе Королевского Шекспировского в Стратфорде, его немедленно окрестили «наследником Оливье», то есть воплощенным идеалом красоты, мужественности и национального характера (он кстати избавился от валлийского акцента). Впрочем, так называли многих, и заметим, недостойных среди них не было. В 1948 дебютировал в кино — объектив камеры словно немножко вспотел, глядя на молодого красавца, а необычайный оттенок его ярко-голубых кельтских глаз был виден даже в черно-белом изображении. В свободное от работы время осваивал всех местных красоток на мили вокруг, на ревнивую колкость своей подружки Клэр Блум: «Ты бы трахнул даже змею» ответил прямодушно: «Да, если бы на ней была юбка». Через два года после кинодебюта его ждал Голливуд — блестящая карьера, идеально ровная.

Гнев Бертона был гневом титана, его мука выжигала все вокруг

В 1953-м, в «Крысах пустыни» (про войну) и «Плащанице» ему 28 лет и выглядит он на все сорок (и то не нынешних). Он идеальный герой пеплума — солдат, полководец, поэт (правда, под рукой у него не Катон, и не Тит Лукреций Кар, а Дилан Томас), тога и шлем не смотрятся на нем театральным костюмом, а короткий римский меч в руке опасен, как и во времена Иудейской войны. Хотя если этот суровый голубоглазый парень решит всерьез сражаться, меч ему не понадобится, обойдется кулаками — и беда восточным царствам и голливудским продюсерам. Роль Александра Македонского в пышном байопике выглядит всего лишь логичной. Это 1956 год — едва сняв с себя пернатый шлем, Бертон уезжает домой, в Англию — потому что там вовсю бузит какой-то молодняк, и у этих ребят есть пьеса, а в ней роль, написанная, словно бы специально для него.

«Крысы пустыни». Реж. Роберт Уайз. 1953

«Молодой рассерженный» Тони Ричардсон после удачи со спектаклем получил деньги на съемку фильма по пьесе натурально рассерженного Джона Осборна — и Ричард Бертон передал ребятам, что он «готов убить за эту роль». В его случае это вовсе не была фигура речи. Бертон получил роль Джимми Портера (британские продюсеры были в восторге, заполучив звезду, Ричардсон не очень хотел работать с Александром Македонским, но спорить не стал).

Роль не получилась. Джимми в пьесе 25, Бертону 31 и выглядит он на 45, камера, может быть, и хотела бы солгать, но никогда не лжет. Резкость, грубость и вздорный характер героя еще могли бы как-то быть оправданы молодостью, а его угрозы и манеру прижигать свою молодую жену утюгом можно было бы смягчить как откровенные гиперболы, но только не с этим актером. Когда Джимми Бертона угрожал, выкручивал руку или плевался обжигающим словесным ядом, хотелось вызвать полицию, он был, черт возьми, опасен.

Пять жен это вам не шутка, а крошечная выборка

«Молодая сердитость» оксбриджских интеллектуалов из среднего класса не шла в сравнение с древней тьмой, пробужденной Уэльсом, сиротством, нищетой, войной, лютым алкоголизмом. Гнев Ричарда Бертона был гневом титана, его мука выжигала все вокруг. Любимый поэт Дилан Томас словно бы ему лично написал когда-то: «В прощальный этот мрак не уходи без боя». О, поверьте мне, Бертон дрался. Ни единого боя в своей жизни не пропустив. Его герои — солдаты, офицеры, римляне и греки, бывшие и нынешние шпионы, священники-расстриги и святой Томас Беккет, Генрих VIII и Лев Троцкий — были воинством старинной закваски, ярость давала им силу, мощью они были подобны богам. Разделяя участь поверженных богов — чем ближе к 1980-м, тем чаще. Поколение уходило, вычерпав дочиста свою волю к жизни, и оставив потомкам рассуждать о токсичной маскулинности.

Советский сон Клеопатры, или Кто нам Элизабет Тейлор Советский сон Клеопатры, или Кто нам Элизабет Тейлор

Любовь тоже была полем боя. Пять жен это вам не шутка, а крошечная выборка. Две из них — Элизабет Тейлор. Два брака с ней в обрамлении чудовищных даже по голливудским меркам скандалов и нескольких совместных фильмов. Она была Клеопатрой, он — Марком Антонием, она — шекспировской Катариной, он — Петруччо. Ни о каком «укрощении строптивой» и речи быть не могло: Бертон (вспоминал он в дневниках) третировал любимую изобретательно и неутомимо, рычание его («отцовское» — безжалостно корил он себя) было нестерпимым, ярость — бесчеловечной. Часть ужасающих грубостей он оправдывал заботой о здоровье жены — искренне. Лиз отвечала, не раздумывая терзая его в ответ. За этой грандиозной и монструозной страстью следил весь Голливуд.

«Кто боится Вирджинии Вульф?». Реж. Майк Николс. 1966
Майк Николс. 1931 - 2014 Майк Николс. 1931 — 2014

Незабываемый дуэт Тейлор и Бертона в «Кто боится Вирджинии Вульф?» Майка Николса по пьесе Олби оставил на пленке тень от их «гибели всерьез». Его лицо, к тому времени отягощенное морщинами и тяжелыми складками, с вечно искаженным яростью ртом и все теми же пронзительно голубыми глазами солдата и поэта, давно превратилось в подобие трагической маски. Его герои, да и он сам, были лишены привилегии обходиться без полынной горечи во рту и в сердце. Своего Гамлета он сыграл в 1964-м. Не мог не сыграть.

Сегодня этому невероятному человеку сто лет. Эта цифра ему идет. В гроб Ричарда Бертона положили с томиком стихов Дилана Томаса.

«Не уходи покорно в мрак ночной
Пусть ярой будет старость под закат
Гневись, гневись, что гаснет свет земной…»


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: