Книжный фестиваль «Ревизия»: Искусство сомневаться


 

О теме фестиваля

«Искусство сомневаться» — это движущий принцип в формировании городских сообществ, которые занимаются производством неинституциональной культуры. Эти сообщества порождают множество материальных свидетельств своего существования, в том числе журналы и книги. И вот, мы решили поговорить об этом в фестивальном формате. Мы — это коллектив проекта «Порядок слов» (Саша Ахмадщина, Анна Изакар, Константин Шавловский, Дарья Ширяева), который по заказу Новой Голландии придумал и реализовал проект первого городского книжного фестиваля «Ревизия».

Говорить про сообщества и книги мы будем на круглом столе «Бумажная версия всего» — он, грубо говоря, о том, как сообщества в процессе своей жизни в какой-то момент обзаводятся бумажной версией себя. Например, по мотивам паблика «Страдающее Средневековье» вдруг издается книга. То же самое с пабликом «Она развалилась» о распаде СССР. Почему, зачем? Что это, перезахват низовой инициативы крупными издательствами, способ монетизации проекта — или новое/старое взаимодействие с культурным/медийным полем? Книги при этом становятся бестселлерами.

Как низовые инициативы сообществ возникают журналы — такие как «Молоко Плюс», «Археология русской смерти». Если книга — индивидуальный жест, то журнал всегда про консолидацию сообщества, про его саморепрезентацию, осознание себя таковым. Об этом же была газета «Северная пчела» в XIX веке, об этом сегодня журнал «Найди лесоруба». Но сегодня эти «бумажные версии» выходят в более горизонтально устроенный мир, где вертикаль журнала или газеты — а это вертикального типа медиа — может показаться атавизмом.

Кураторы «Ревизии» Константин Шавловский и Дарья Ширяева

 

Одновременно с этим происходит бум издательств при книжных магазинах. Традиция давняя, но почему-то в нулевые издательств при магазинах не возникало, а сейчас это и «Циолковский» и, в некотором смысле, «Фаланстер», с которым ассоциируется издательство common place, хотя это разные проекты, безусловно, это «Порядок слов» и «Все свободны». И даже «Подписные издания», которые издали «Диалоги с Сокуровым». Таким образом, первый круглый стол будет про то, как сообщество сегодня производит книгу, журнал.

Но есть и обратная тенденция, когда книга формирует сообщество вокруг себя. Этому посвящена платформа «Коллективное чтение». Сегодня мы видим расцвет ридинг-групп, микросеминаров, появление активистских и тематических библиотек. Мы поговорим о том, как и почему мы читаем вместе. В советское время классический читательский клуб был понятным прикрытием для встречи и разговора. Но советское время ушло, книг издается больше, выбор шире — и вдруг людям стало снова интересно собираться, чтобы читать и обсуждать книги.

Темой фестиваля становится существование и переплетение разных сообществ. Мы хотели бы сделать шаг в сторону, и провести ревизию этого культурного поля.

Поговорить об этом мы также попросили 15 людей, которые сами замечены в производстве неиституциональных сообществ. Для нас они составили ментальные карты города, и эти карты мы выставим на фестивале с цитатами из интервью — прямо в ярмарочном павильоне откроется и будет работать все четыре дня выставка «Ревизия: места и сообщества», коллективный проект, который мы придумали вместе с Мариной Исраиловой, Полиной Заславской и Витой Зеленской. На этих картах отмечены места, где создаются и пересекаются сообщества, с начала 80-х и до нашего времени, от «Сайгона» до, условно говоря, «Порядка слов». Это паззл без центра, начала и конца, моментальный снимок — мы не хотели предлагать центрированный взгляд на этот процесс.

 

 

Разговор о городе мы начали с полиграфии вокруг фестиваля. Мы отказались от идеи обыкновенных листовок и вместо этого издали пять небольших книжек, объединенных в серию «Петербургский текст». Мы не стали брать очевидные фигуры, такие, как Бродский или Хармс. Эти книги: рассказ Аркадия Драгомощенко, фрагмент воспоминаний Алисы Порет, текст выдающегося краеведа Юрия Пирютко, фрагменты романа «Козлиная песнь» Константина Вагинова и сценарий «Про уродов и людей» Алексея Балабанова. Эта линейка авторов отражает в том числе нашу систему ценностей, о которой мы как организаторы фестиваля хотим сказать.

 

Мировая премьера Go. Go. Go Александра Сокурова

Спектакль Go. Go. Go. Фото — Giulio Favotto

Есть две важные причины, которые связывают Go. Go. Go с «Ревизией».

Во-первых, этот фильм основан на спектакле, который Александр Николаевич Сокуров поставил по мотивам пьесы Иосифа Бродского «Мрамор» в 2016 году в театре Олимпико в Винченце. Уже поэтому премьера имеет большое значение в контексте петербургского фестиваля о слове.

Во-вторых, Олимпико — старейший крытый театр в Европе. Александр Николаевич придумал, что в Go. Go. Go на этой площади в Винченце люди будут смотреть кино. В фильме мы видим кинотеатр под открытым небом, показывают фрагменты «Рима» Феллини, и сам Феллини появляется в качестве персонажа. На Новой Голландии люди тоже будут смотреть это кино под открытым небом — и получится такая матрешка.

 

О спектакле Go. Go. Go

«Огромная сцена длиной 24 с лишним метров и шириной 7, с уходящими в перспективу тремя настоящими улицами. Итальянская площадь, вымощенная серым камнем, живой город. На сцене — 62 человека. Вместо двух героев изначального текста. Текст Бродского по сути, стал основой, к которой добавилось множество элементов, включая историю жизни поэта и его стихи».

 

Есть и в-третьих. У тех, кто знаком с творчеством Александра Николаевича Сокурова это не вызовет удивления: творчество и жизнь Бродского в этом спектакле подвергнуты, можно так сказать, «художественной ревизии» — то есть переосмыслены большим кинорежиссером. И не только творчество и жизнь Бродского, но прежде всего тема варварства и культуры, их взаимопроникновения, которая является основной в пьесе Бродского, с которым Сокуров полемизирует.

И, конечно же, для нас участие Александра Николаевича Сокурова — большая удача и огромная честь.

 

Показ фильмов «Сфера» и «Жанр» Клима Козинского

«Жанр». Реж. Клим Козинский. 2017

Регистрация

В 1988 году появляется Ленинградский Свободный Университет, важнейшее для города место, которое в своей ментальной карте, кстати, указал Александр Скидан. Преподавателями там становятся Тимур Новиков, Сергей Курехин, Дмитрий Волчек, Ольга Хрусталева. Театр там преподавал Борис Юхананов, создатель Мастерской индивидуальной режиссуры. Его имя прочно связано и с «параллельным кино» — одним из самых важных кинематографических сообществ, редкий для России пример художественного, а не социального объединения кинематографистов.

 

Разговор с Климом Козинским

«Фильм — это история. И в данном случае история была полностью выстроена мной. Юхананов предоставил мне материал, свой архив. Поэтому он и указан как продюсер. Важно понимать, что продюсер сегодня — не только производственная работа. Продюсер — это человек, который инвестирует ресурс, в том числе творческий, это уже по определению соавтор. На уровне построения фильма как фильма он срежиссирован и даже, наверное, написан мной»

 

Клим Козинский смонтировал два фильма из видеодневников Бориса Юхананова 1990-х годов. «Жанр» — это репетиция спектакля на фоне августовского путча 1991 года. Артисты репетируют, слушая сводки событий у Белого дома, и новости становятся частью спектакля. Козинский — ученик Юхананова, и нам важно поговорить о том, почему он обратился к этому материалу и этому времени. Вести беседу с Климом Козинским будет кинокритик Алексей Артамонов.

 

Лекция Паоло Вирно о городских сообществах

 

Регистрация

Паоло Вирно — известный итальянский левый философ, на русский переведена его культовая для современной политической теории монография «Грамматика множества». На фестивале он будет говорить о сообществах с точки зрения проблемы языка — что возвращает нас к теме «Ревизии». В «Грамматике», вышедшей в начале 2000-х, много интуиций насчет того, как функционируют сообщества сегодня, спустя почти два десятилетия. И хотя это пессимистический взгляд, оптимизм в книге заключен в представлении другого будущего. Вирно звали в Россию много раз, он никогда не приезжал — и то, что он неожиданно согласился, кажется нам добрым знаком: хочется верить, что мы всё придумали правильно.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: