хроника

Ждут тебя мои столбы — О программе «Резиденции»

С 20 июня по 3 июля в Белых столбах проходила просветительская программа «Резиденции», организованная командой Госфильмофонда. Ее участники получили свободный доступ к кино- и бумажному архиву ГФФ, встретились с архивистами, историками кино и кураторами, познакомились с внутренним устройством одного из крупнейших в мире киноархивов. Резиденты рассказали «Сеансу» о проделанной работе и своих открытиях.

Фото: Евгения Бабская

Катя Артемьева

Аспирантка Университета Париж III Новая Сорбонна и Лозаннского университета

​​Я занимаюсь историей французских кинокомпаний в России в период с 1904 по 1918-й гг. С этим проектом (а также и для работы над смежными с ним темами) я приехала в Госфильмофонд.

За две недели я познакомилась с прекрасными специалистами, советы и экспертиза которых мне очень понадобятся во время моего исследования. Также я начала изучать бумажный фонд. Массив документов, которые мне нужно обработать, довольно большой. Надеюсь, я еще вернусь в Белые столбы, чтобы продолжить работу. У меня есть и небольшой проект о сценаристке раннего периода Ольге Блажевич: по этой теме в фонде также оказались важные вещи. Наконец, я посмотрела художественные фильмы производства русских отделений Pathé и Gaumont.

С первого же дня, когда нам показали всю сложноустроенную работу Госфильмофонда, стало понятно, насколько нам повезло сюда попасть

Сейчас для меня начинается самый трудный этап: надо осмыслить все то, что я смогла услышать и увидеть. Эти две недели были так насыщены, что можно было успеть сделать действительно многое: и поговорить со специалистами, и поработать с документами. Я правда очень рада, что мой проект в итоге отобрали для резиденции. Я невероятно благодарна ее организаторам и всем сотрудникам Госфильмофонда, но также — и другим участникам, с которыми было по-настоящему интересно, радостно и вообще по-человечески тепло.

Фото: Евгения Бабская

Саша Устюжанина

Независимый исследователь

Однажды знакомая спросила меня, кого из отечественных женщин-режиссеров я могу посоветовать. Я собрала список и начала его с фразы: «В дореволюционном кино женщин-режиссеров не было». Буквально через пару дней оказалось, что я неправа: они очень даже были и работали вполне успешно.

Главные лица российского раннего кино — женские, на Серебряном экране царили в первую очередь Королевы. Но и за экраном в это время работало много женщин: сценаристок, режиссерок, монтажниц; популярные романы беллетристок Анастасии Вербицкой, Анны Мар, Веры Крыжановской, Лидии Чарской почти сразу экранизировались. Во время резиденции мне хотелось прочитать материалы о женщинах в раннем кино, которые хранятся в архиве ГФФ и посмотреть фильмы, к которым они причастны (многих из них еще нет в открытом доступе). Кроме того, я хотела подготовить обстоятельную статью об «Аэлите» — первом советском научно-фантастическом фильме. Как мне кажется, это очень интересная и эклектичная картина — но о ней, как ни удивительно, написано довольно мало.

Ощутить, буквально пощупать руками вещественность кино
Фото: Евгения Бабская

Во время «Резиденций» мне удалось просмотреть в бумажном архиве много материалов о фильмах и людях дореволюционного кино, в первую очередь из архива Веры Ханжонковой. Также я прочитала мемуары кинематографисток, личные переписки, фотоальбомы — то, что невозможно (или крайне трудно) найти в библиотеке. Раньше я никогда не держала в руках бобин с кинопленкой, никогда не сидела за монтажным столом, это в первые моменты очень пугающий опыт (а вдруг что-то ненароком испортишь?), но очень воодушевляющий.

С первого же дня, когда нам показали всю сложноустроенную работу Госфильмофонда, стало понятно, насколько нам повезло сюда попасть. На «архивных боях» Ольга Деревянкина, руководительница научного отдела, назвала ГФФ «раем для пленки». Мне кажется, сегодня ощутить, буквально пощупать руками вещественность кино — это необычайная вещь.

Я очень сильно почувствовала, насколько мало еще знаю сама и насколько бесконечен мир исследований кино

Мне хотелось бы поблагодарить организаторов «Резиденций» и сотрудников Госфильмофонда за их неизменную доброжелательность, расположение, терпение, готовность посоветовать что-то нужное или необычное, а также моих коллег по программе — их исследования настолько разнообразны, а знания — впечатляющи, что я очень сильно почувствовала, насколько мало еще знаю сама и насколько бесконечен мир исследований кино.

По итогам «Резиденций» я хочу составить небольшую кинопрограмму из картин дореволюционных кинематографисток — было бы здорово вернуть на экран их фильмы, которые столетие спустя хранятся в Госфильмофонде.

Фото: Евгения Бабская

Семён Дымшиц

Магистрант Европейского университета, факультет истории искусств

Я работаю над исследованием послевоенного (1946–1953) советского научно-популярного кино. Мне интересно рассмотреть, как в условиях чрезвычайно жесткой цензуры оно становилось пространством относительной свободы, эксперимента. Более узко я сейчас изучаю историю Леннаучфильма тех лет, фокусируясь на сценарном материале.

Во время «Резиденций» я посмотрел ряд картин Леннаучфильма за интересующий меня период, а также их монтажные листы. Это будет очень ценный материал для сравнения со сценариями.

А жемчужину, которую искала, я, как это часто бывает в кино, нашла в последний момент

Впечатление, конечно, замечательное, сам проект невероятно ценный для освоения и осознания возможности дальнейшей работы в архиве. Галина Ивановна [Галина Ивановна Попова, хранитель бумажного архива Госфильмофонда — примеч. ред] фантастически помогала искать материал в бумажном архиве. Трудности только возникли при поиске и заказе фильмов для просмотра. Было бы гораздо удобнее, если при их заказе (а сделать это нужно заранее) можно было бы опираться на какую-то внутреннюю базу поиска.

Фото: Евгения Бабская

Светлана Богдановская

Независимый исследователь

Я занимаюсь разработкой программ для различных кинофестивалей. В данный момент работаю над проектом о региональном кинематографе и влиянии большого фестивального кино на образ мышления регионального режиссера.

На «Резиденциях» я познакомилась с работой архива и наладила контакты для дальнейшего сотрудничества. Лично мне не хватило именно регионального контекста, о чем я уже сказала кураторам.

Цифровая эпоха внесла существенные изменения в работу архивов. Очень хотелось бы иметь возможность совмещать опыт прошлого и контексты настоящего, создавая интересные проекты, не зацикленные исключительно на академическом поле.

Госфильмофонд — это город в городе, все жители которого заняты заботой о жизни кинопленки
Фото: Евгения Бабская

Арина Зуева

Аспирантка Института философии СПбГУ

Я занимаюсь исследованиями памяти. Это междисциплинарная область знания, которая изучает наши представления о прошлом и конструирование конвенциональных нарративов об истории и культуре. Сейчас я учусь в аспирантуре, теоретическая часть моей диссертации будет посвящена использованию концепта памяти в различных гуманитарных и социальных исследованиях, а практическая представляет собой междисциплинарное исследование.

В Госфильмофонд я ехала с идеей найти малоизвестные архивные фильмы, в которых была бы представлена дискуссия на тему памяти. В каталоге я обнаружила около десятка фильмов, которые по названию или краткому описанию были похожи на то, что я ищу. Я отсмотрела их, а также все сопровождающие документы к ним из бумажного фонда архива: среди этих фильмов действительно есть то, что хотелось бы исследовать и обсуждать. А жемчужину, которую искала, я, как это часто бывает в кино, нашла в последний момент: надеюсь, получится написать об этом фильме и показать его широкой аудитории.

В детстве у меня была мечта поступить во ВГИК на киноведа, но к окончанию школы об этой мечте я совершенно забыла. Вспомнила только сейчас, сидя за монтажным столом в Госфильмофонде. Госфильмофонд — это город в городе, все жители которого заняты заботой о жизни кинопленки. Я понимала и раньше, что киноархив — это производство, но его масштабы я не представляла.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: