Чтение

Мне нужны враги? — «Красный рассвет» в ожидании годовщины

Возвращаем рубрику Станислава Ф. Ростоцкого, который пересматривает незабываемые фильмы своего детства и ворошит газетные подшивки. На сей раз в поле зрения — скандальный милитаристский опус Джона Милиуса «Красный рассвет».

На самом деле сорокалетний юбилей «Красный рассвет» отметит только в августе 2024-го. Но в сегодняшней ситуации, чтобы вспомнить об этом фильме Джона Милиуса, специального повода не нужно, в крайнем случае можно привязать его к какой-нибудь другой дате.

Например, к 1987 году, когда «Красному рассвету» и остальным фильмам «антисоветской» обоймы оказалось уделено наибольшее внимание по нашу сторону госграницы. Удивительному второму году перестройки, когда на Красную площадь прилетал Матиас Руст, голодал доктор Хайдер, а посетившая Москву за год до Рейгана госпожа Маргарет Тэтчер в пух и прах разгромила ведущих наших международников в интервью ЦТ СССР. Именно тогда, на пороге всепланетной горбимании, советские СМИ всерьез озаботились тем, как соотечественников воспринимают за рубежом, и не в последнюю очередь сквозь призму кинематографа: на 1987-й приходится, пожалуй, самое большое количество публикаций на эту тему.

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Не отставало и телевидение. В программе «Время» прошел, например, отличный сюжет о поездке в Коннектикут, где советские журналисты собирались узнать, что рядовые американцы знают о наших соотечественниках. Получив ответы вроде «Там много ракет и плохо относятся к людям», «За каждым русским интеллигентом следит как минимум три шпиона» и «Я бы поехала посмотреть, как там, в Советском Союзе, но боюсь, меня не отпустят назад в Америку», советские журналисты пришли к выводу, что «незнание порождает недоверие», сообщив попутно, что «в студенческом кафе мы видели коктейль под названием „Черный Русский“». Смотрели советские журналисты и фильмы соответствующей направленности, но явно не продвинулись дальше Джеймса Бонда, так что вердикт был не самым суровым: русские выглядят там всего лишь «мягко выражаясь, глупыми, бесконечно попадают в нелепые ситуации».

«Красный рассвет» стал безоговорочно-культовым для американских экстремистов всех мастей

К этому моменту многие из действительно интересовавшихся вопросом, прекрасно знали, что дела обстоят много, много хуже. Во всяком случае можно ручаться за тех, кто видел по первой программе двухсерийную ленту Центральной студии документальных фильмов «Русские в глазах американцев» (1988).

Сейчас уже и не вспомнить точно, при каких именно обстоятельствах это произошло, стоял ли за окном будний вечер вроде того, что позже будет воспет группой «Мертвый Ты» в композиции под названием, кстати, «Розовый закат»:


Синеет день и умирает на закате,
Небесный сторож мира вышел на дорогу,
Девичий образ заполняет все сознанье,
Девичий образ я зову в свою берлогу,
А дети плещутся в речушке из отбросов,
А дети в Рэмбо изумительно играют,
А дети учатся придумывать доносы,
Премудрость жизни планомерно постигая,
<...>
Отцы уходят воевать, кого — не знают,
А матери подбрасывают чадо,
Синеет день и умирает на закате,
И мы с тобою принимаем дозу яда

— или, наоборот, позднее воскресное утро. В любом случае фильм произвел на сознание одиннадцатилетнего четвероклассника впечатление совершенно сокрушительное.

Дорогого стоили одни только нарезки из второго «Рэмбо» и четвертого «Рокки», но главное началось, когда перешли непосредственно к апофеозу расчетливого безумия. Сначала с телеэкрана вмазали под дых сценой высадки советского парашютного десанта на школьном дворе города Кальюмет, штат Колорадо. Свесившийся из окна мертвый школьник надолго поселился если не в кошмарах, то уж точно в хит-параде самых впечатливших на тот момент сцен смертей в кино (уверенно сместив с первого места завернутое в одеяло тело на верхней полке поезда, нашпиговываемое пулями в «Своем среди чужих», который нам непонятно с какого перепуга однажды прокрутили в школьном кинозале «Сказка»). А потом, уже, видимо, в качестве прямого в челюсть, под выкрик «смирно!» с грохотом вскочили со своих мест советские десантники. И в класс кальюметской школы, переоборудованный в красный уголок, вошел Комиссар.

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984
Ты мне еще Ницше начни цитировать — «Конан-варвар» в России Ты мне еще Ницше начни цитировать — «Конан-варвар» в России

Сыгравшего его актера и бодибилдера Уильяма Смита кто-то мог видеть в роли отца Конана-варвара, но вряд ли узнал без бороды; и никому уж точно было неведомо, что русский язык он знал еще со времен Корейской войны, когда служил в разведке американских ВВС, что его любимый писатель Fyodor Dostoevsky, а комиссарская фамилия Стрельников взята из «Доктора Живаго». «Садитесь», — сказал Комиссар. И разразился речью из тех, что в слово в слово запоминаются на всю жизнь с первого раза. Сначала он сообщил, что он «охотник», ибо сражается с… (тут он произнес слово, которое по идее должно обозначать «Росомаху», по названию кальюметской футбольной команды, а потом партизанского отряда, но до сих пор его не в состоянии разобрать лучшие шифровальщики всех спецслужб мира). Потом дал понять, что прекращаются репрессии против мирного населения («Это было смешность. Это было слабость»). И, наконец, перешел к главному:

«Товарищи! Если лиса украла ваши курицы, или вы убьете вашу свинью, потому что она видела лису? Нет! Нам надо гробить лису. Найди, где она живет и уничтожь ея!»

С этого момента желание посмотреть фильм стало необоримым, грозя со временем перерасти в полноценную манию. Но даже несколько лет спустя, с приходом видеосалонов и увеличению количества видаков в среднем по двору, было абсолютно понятно, что увидеть «Красный рассвет» не придется никогда и ни при каких обстоятельствах. Нежданный катарсис случился в четырнадцатый день рождения, который я отмечал в должности штатного рисовальщика афиш видеосалона при общежитии МИФИ. Хозяин сего в высшей степени достойного заведения по имени Дрюня (внешне, к слову, неотличимый от Патрика Суэйзи, которого салонная публика к тому времени знала и уважала по другому «Рассвету», «Стальному», про самураев в постапокалиптической пустыне) по такому случаю выдал мне вместо полагающихся ежедневных пяти рублей десять, а потом, сделав важное и таинственное лицо (отчего сходство со Суэйзи стало совсем уж пугающим), сообщил, что «достал я твой „Красный рассвет“, вечером со своими подходи, посмотрите. С днем!» Судя по всему, в одной из бесед о мировом кинематографе, я не упустил возможности излить душу. Вечером мы подошли. И посмотрели. Какой эффект тогда произвел фильм и произвел ли вообще, не имеет ровным счетом никакого значения. Главное, что это было на самом деле. «И уничтожь ея!»

Патрик Суэйзи в основном напирал на то, что главное в их фильме совсем не политика, а несгибаемая воля к жизни и торжество человеческого духа
«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Разумеется, на родине героев «Красный рассвет» имел эффект разорвавшейся лимонки. Неистовый Джелло Биафра поминал «Росомах» в песне Rambozo the Clown, а название фильма выкрикивал через запятую с прочей джингоистской классикой того времени: «War is sexy! War is fun! Iron Eagle! Red Dawn!» «Красный рассвет» вошел в двадцатку кассовых чемпионов года (собрав меньше, чем «Месть придурков», но больше, чем «Конан-разрушитель»), вызвал образцово-показательную истерику Роджера Эберта и одобрение бывшего рейгановского госсекретаря Эла Хейга. Немало фанатов окопалось в Пентагоне, так что в конце концов прошедшая 13 декабря 2003 года операция американского спецназа по поиску и захвату Саддама Хуссейна получила наименование Red Dawn, причем двум наиболее вероятным местам укрытия беглого диктатора были присвоены кодовые обозначения «Росомаха-1» и «Росомаха-2». Когда Милиуса спросили, как он к этому относится, он ответил: «Польщен и считаю за честь. Приятно иметь столь прочное наследие».

Чем дальше, тем критик становился серьезнее, а финал публикации вообще оказался мрачно-пророческим

Есть подозрение, что не менее польщенным самопровозглашенный голливудский «дзен-фашист» чувствовал себя, когда «Красный рассвет» стал безоговорочно-культовым для американских экстремистов всех мастей: конспирологов-выживальщиков, приверженцев свободного ношения автоматического оружия и непримиримых борцов с ZOG. Произошло это, кстати, настолько стремительно, что на одном из первых же пресс-джанкетов актрисы Лиа Томпсон и Дженнифер Грей выражали крайнюю обеспокоенность насчет такого рода поклонников и вообще пытались всячески дистанцироваться от любых ультраправых ассоциаций. Патрик Суэйзи в основном напирал на то, что главное в их фильме совсем не политика, а несгибаемая воля к жизни и торжество человеческого духа. И только Чарли Шин ожидаемо не посрамил честь мундира, без обиняков заявив: «Я по горло сыт Советами. Если они сунутся, то я встречу их готовым и с оружием в руках!» Среди истинных адептов Ложи Красного Рассвета был совсем не только юный Чарли. Запиленные от частых просмотров видеокассеты были обнаружены ФБР в лагере «Аризонских патриотов», готовивших крупный теракт в 1986 году. Среди «источников вдохновения» для организации взрыва в Оклахома-Сити в 1995-м называл «Красный рассвет» Тимоти Маквей.

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Примерно в то же время, когда в видеосалоне на Каширке со мной происходил аттракцион невиданной щедрости, «Красный рассвет» посмотрел и культовый кинокритик Алексей Ерохин, который написал в очередной номер «Советского экрана» свой «новый взгляд на старый фильм» под названием «Им и не снилось» (на обложке журнала красовался изломанный Афганом Микеле Плачидо, если верить броскому выносу, «в роли майора Советской Армии»). «Мнимый антисоветизм фильма» показался автору «таким наивным, таким плакатно заявленным и таким, по сути, бессодержательным», что Ерохин от души веселился в своей неповторимой «ядрено-лапотной» манере: искал в титрах надписи «По заказу Министерства обороны СССР», интересовался, во сколько миллионов фильм обошелся советской казне и шутил про роман «Дерево в центре Чикаго». Впрочем, чем дальше, тем критик становился серьезнее, а финал публикации вообще оказался мрачно-пророческим. Сегодня в этом тексте (кроме пары топонимов) не хочется, да и не нужно менять ни одного слова:

«Но в чем-то „Красный рассвет“ и сбылся, поскольку порох в пороховницах — он же наружу просится. Красные рассветы занимались в Тбилиси и в Баку, и это еще не вечер, поскольку широка страна моя родная. Какому гнусному пасквилянту мог прийти в голову такой человеконенавистнический сюжет?

Все еще кружащие в воздухе хлопья прошлогоднего снега могут обернуться парашютами десанта.

Так что, проснувшись на рассвете, обращайте внимание на его цвет».


«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Посмотрите на эту фотографию. Откуда взялись на фоне рекламного щита американской фирмы «Макдональдс» солдаты в нарочито мешковатых шинелях c автоматами Калашникова в руках? Все очень просто: это «кубинские и никарагуанские войска, одетые в советскую военную форму, захватили Соединенные Штаты Америки». Бред? Чепуха? Ну что же, на то воля Дж. Милиуса, создателя нового американского фильма «Красный рассвет», кадр из которого вы видите. (12)

Голливудская киноподелка «Красный рассвет» побила все рекорды по части нагромождения нелепостей и махровому антисоветизму. (8)

Немало других злобных поделок. В «Красном рассвете» показывают, как «советский десант» сделал попытку захватить американский городок. В «Роки-IV» боксер Роки Бальбоа доказывает превосходство американского образа жизни в «матче века» на советском ринге. О пресловутом «Рэмбо. Первая кровь часть вторая» «СЭ» уже писал. (6)

Если врага нет — его надо выдумать

Целый ряд кинорежиссеров специализируется сейчас на фильмах ужасов с антисоветским уклоном. Подобные фильмы стали, как никогда ранее, частым явлением на американских экранах в 80-х годах (низкопробный боевик «Третья мировая война», «Топика, штат Канзас… СССР», лента, где муссируется абсурдный сюжет «об оккупации США советскими войсками», и многие другие). «Лидером» подобных фильмов явилась «киноэпопея» Д. Милиуса «Красный рассвет» — бешеная и подстрекательская лента, как охарактеризовала ее «Нью-Йорк таймс». (4)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Не успел сойти с западных экранов «Огненный лис», как тот же экран залили кровавые потоки «Красного рассвета». Фильм создан уже упоминавшимся сценаристом картины «Сила пистолета» Джоном Милиусом, которого западная критика окрестила фанатиком «этического феодального кодекса» насилия и крови. Именно Милиусу принадлежит и такое милитаристское высказывание: «Сделать фильм против войны… это так же глупо, как попытаться сделать фильм против дождя». Милиус и не стал делать фильм «против дождя», он состряпал его против свободолюбивых народов, которые противостоят империалистической экспансии. (1)

Это кино про нас, «Красный рассвет»

Если врага нет — его надо выдумать. (9)

По своей откровенной враждебности к нашей стране и советским людям <…> боевики «Огненный лис», «Красный рассвет», «Топика, штат Канзас… СССР» превосходят даже продукцию, которая фабриковалась в Голливуде в худшие времена «холодной войны». <…> Однако грубая и шовинистическая ложь, усиленно насаждаемая американскими пропагандистскими центрами, философия насилия не могут и не должны заставить людей поверить в то, что насилие — это категория общечеловеческая, состояние естественное и неизбежное. (13)

Фильмы ужасов при всех их различиях имеют в своей основе одну мысль, которую и навязывают массовому зрителю: средний американец, совершенно безвинный и ничего не подозревающий, может совершенно внезапно стать жертвой некой космической, подводной или земной реальной или нереальной силы. При этом в один ряд попадают такие «опасности», как инопланетные червеобразные существа, харконены (фильм «Дюна»), обитатели Земли: медведь-людоед («Пасть»), акула («Челюсти») и… «русские» («Красный рассвет»). (4)

Патрик Суэйзи и Джон Милиус на съемках фильма «Красный рассвет». 1984

Кинофантастика может все — перенести нас на звездолете в космические дали, воссоздать на экране облик обитателей иных миров, показать технику и архитектуру будущего, реализовать воочию самые смелые мечты о грядущем и самые мрачные антиутопии, но даже она не в силах угнаться за извращенной фантазией создателей американских телесериалов «Красный рассвет» и «Америка». Фантастически антисоветский бред — так можно охарактеризовать эти многосерийные фальшивки, повествующие ни больше ни меньше — об оккупации США… советскими войсками. (10)

Фильмы, о которых выше шла речь, с броскими названиями — «Красный рассвет», «Парк Горького», «С попутным ветром на Запад», «Огненный лис», «Рэмбо. Первая кровь часть II», — и прочие наглы в своей художественной нелепости и агрессивности. (3)

Захватчиков, как бы свалившихся с неба, первым увидел цветной учитель

«Красный рассвет» поставил уже упоминавшийся выше создатель «Конана-варвара» Джон Милиус. Фильм начинается титром: «Уже пали Гондурас и Сальвадор. В Мексике совершена революция: страна оказалась в руках левых. Куба и Никарагуа увеличили до предела численность своих армий. НАТО самораспустилось. Соединенные Штаты Америки оказались в одиночестве». В этом титре — и страх перед национально-освободительными движениями в Америке, и клевета на народы, которые стремятся строить новую жизнь, и попытка запугать обывателя призраком агрессивности Кубы и Никарагуа, которые якобы угрожают безопасности Соединенных Штатов. Но все это, как говорится, только цветочки. Ибо затем на экране разворачивается зрелище постыдное и мерзкое, которое могли состряпать только такие оголтелые пропагандисты империалистического варварства и антикоммунизма, как Милиус и его подручные. (11)

Начало фильма: в безоблачном голубом небе над небольшим городком Кэльюмет в штате Колорадо появляются парашютисты; приземлившись, «русские» врываются в школу и начинают срывать скальпы с учителей… (4)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

С этой минуты у меня перед глазами проходит длинная вереница образов и эпизодов, которые подвергают суровому испытанию мою европейскую оптимистическую веру в культуру, в эволюцию человечества к прогрессу и в возможность изменить мир с помощью твердого убеждения в необходимости сохранить мир. (12)

А затем следуют кадры урока истории в одной из школ где-то в штате Колорадо, в несуществующем в действительности маленьком городке под названием Колумет. Учитель рассказывает ученикам о жестоком завоевателе Чингисхане: «Его орды накатывались подобно морским волнам. Они не только уничтожали воинов противника, но и вырезали под корень мирное население». И тут школьники замечают, что за окном откуда-то с небес спускаются на парашютах в камуфляжных костюмах какие-то зверского вида люди, как будто перенесенные в наши дни из тех только что рассказанных средневековых кровавых историй. Выглянув в окно и полагая, что это какая-то игра, учитель спрашивает удивленно: «Эй, ребята, кто вы такие? Что вы делаете?» В ответ гремит автоматная очередь. Учитель убит. Падают под пулями и ученики. А в поле приземляются все новые парашютисты, из транспортных самолетов выползают танки, разворачиваются в строй солдаты с красными звездами на погонах… Начинается захват Колумета… советскими, кубинскими и никарагуанскими войсками. Сообщается, что уже оккупирована почти половина территории США, а такие города, как Вашингтон, Канзас-сити и другие, превратились в «радиоактивную пыль». (1)

Но все это, как говорится, только цветочки

Захватчиков, как бы свалившихся с неба, первым увидел цветной учитель (живое олицетворение равенства и социальной справедливости самой демократичной страны в мире: все его ученики — белые). (12)

Это тоже обычная американская школа, обычный урок. Но посмотрите, что сейчас произойдет. Это кино про нас, «Красный рассвет». Это мы с вами выбросили десант, чтобы осуществить заветную мечту Советов завоевать Америку. Конечно, исторической правде больше бы отвечал фильм про другой десант — тот, который американские оккупанты высадили в 18-м году в Мурманске и Владивостоке. Не в съемочном павильоне, в жизни. Но об этом в Америке фильмов не снимают, и в школьных учебниках не пишут. Пишут и снимают про другое. Про то, как агрессивны русские, стремящиеся к мировому господству. (9)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Как пишет вашингтонский корреспондент «Правды» Г. Васильев, на рекламном плакате фильма «Красный рассвет» можно было прочесть: «Никогда еще в прошлом иностранные войска не оккупировали американскую территорию. Никогда в прошлом… Но теперь — красный рассвет». При этом последние слова были начертаны не только по-английски, но и по-русски. (1)

Эта ломаная русская речь может вызвать у нас лишь горькую улыбку. Но для американских зрителей мешанина незнакомых слов — лишь зловещий звуковой фон, а в титрах — четкое изложение коварной тактики русских. (9)

Длинная вереница образов и эпизодов, которые подвергают суровому испытанию мою европейскую оптимистическую веру в культуру

Так запугивают Америку. Так внушают ей страх перед «советской угрозой». И на экране следуют одна за другой душераздирающие сцены насилия, сценарий которых был заимствован из документальных хроник о нацистских зверствах. (1)

«Красный рассвет» — это не только гимн жестокости, насилию, философии «око за око», это попытка изобразить исчадием ада советских людей, которые насилуют женщин, убивают детей и общаются между собой лишь с помощью абсурдных штампов (можно слышать фразы такого рода: «Товарищи, мы должны освободить мир от этих коварных империалистов и эксплуататоров индейцев!..»). (12)

В фильмы русские изображены как агрессоры и варвары: они создают концлагеря, организуют массовые расстрелы, садистские расправы, жгут книги и т. п. В этом смысле «Красный рассвет» не просто хлеще ему подобных, антисоветских фильмов ужасов, но и является для них своеобразной моделью. (4)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

«С помощью кубинцев и никарагуанцев русские вторгаются на американскую землю. На юге страны, в штате Нью-Мексико, горстка подростков уходит в горы и начинает партизанскую войну. Им удается освободить кое-кого из своих родителей, брошенных в лагерь, но большинство молодых повстанцев погибает в боях… Таков сценарий „Красного рассвета“ — политико-фантастического фильма, который произвел этим летом (1984 г. — К. Р.) сенсацию в США… Его оригинальность заключается в том, что он эксплуатирует животрепещущую современную тему с целью привлечь в кино подростков, составляющих большинство американских зрителей. Потребовался режиссер Джон Милиус (суровый создатель „Конена“ и других сокрушителей), чтобы нажить капитал на злобном антикоммунизме…» Так начинается статья «Голливуд или Новые мифы Америки», опубликованная в конце 1984 года во французской газете «Монд». Этот сугубо буржуазный печатный орган трудно заподозрить в прокоммунистических симпатиях. Тем более знаменательно, что автор статьи Лиз Блок-Моранж не скрывает своего резко отрицательного отношения к этому провокационному киноопусу и с удовлетворением отмечает, что «режиссер и киностудия, по-видимому, переоценили патриотический энтузиазм молодых (и менее молодых) янки, поскольку фильм — после короткого наплыва зрителей — пользуется теперь весьма умеренным успехом и вызывает многочисленные протесты, если не чувство отвращения… Другими словами, вопреки утверждениям Рейгана, Америка больше не узнает себя в зеркале, которое перед ней ставят». (2)

«Художественные достоинства» этого грязного опуса не заслуживают сколько-нибудь подробного анализа

Бывают и настоящие курьезы. Французский журнал «Позитив» со ссылкой на американскую газету «Вэрайети», рассказывает о случае, произошедшем во время съемок фильма «Красный рассвет», — о нападении советского десанта на Калифорнию. «Не стреляйте! Не стреляйте! Я вовсе не русский солдат!» — именно эти слова выкрикивал Джим Фишер, каскадер, работающий в кино, когда был «взят в плен» неким гражданином города Лас-Вегас, направившем свое оружие на этого парашютиста, переодетого в «русскую» форму, застрявшего на дереве и раненого. Дело было не в нашествии русских на американский Дальний Запад (а сей досточтимый гражданин полагал, что именно русские неминуемо угрожают его стране), — это был просто инцидент во время съемок Джона Милиуса «Красный рассвет», в котором всерьез рассказывается именно о подобном вторжении. (3)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Нет, должно быть это кошмарный сон! На протяжении двух часов десяти минут, а именно столько продолжается демонстрация этого пропагандистского шедевра неофашистской псевдокультуры, мне непрерывно швыряют в лицо то, что называется «рейгановской Америкой». (5)

Эта рейгановская Америка, которая с помощью рекламных телевизионных объявлений и всевозможных льгот, вроде стипендий, непрерывно призывает молодых людей вступать в армию, эта Америка, где пышным цветом расцветают всевозможные военизированные группы, а по воскресеньям на глазах у отцов семейств проводятся учения, во время которых их сыновья проезжают на джипах, окрашенных в маскировочные цвета, — действительно внушает страх. Когда видишь подобный фильм, разве можно надеяться на то, что Рейган, если он будет переизбран, откажется от своего намерения вторгнуться в Никарагуа и «освободить» эту страну? Идеологический подтекст фильма такое: война — это неотъемлемая часть истории человечества. (12)

Вопреки утверждениям Рейгана, Америка больше не узнает себя в зеркале, которое перед ней ставят

Как ведется эта война? Судя по всему, довольно успешно: со скоростью одного убийства в минуту, ибо дотошные критики подсчитали, что на 114 минут экранного времени приходится 134 акта насилия. Впрочем, эта «оглушительная фантазия на тему третьей мировой войны», по свидетельству одного американского журналиста, дает возможность в неожиданном ракурсе увидеть умонастроение определенного типа современного архиконсерватора. Фильм выставляет на всеобщее обозрение кошмарные видения тех, кто находится на лунатической грани мнимых патриотов… «„Красный рассвет“ — один из тех редкостно жутких фильмов, которые нельзя пропустить: технически совершенный, эмоционально-инфантильный и политически бредовый, хотя, как мне кажется, не слишком опасный. Он чересчур смешон». (10)

«Художественные достоинства» этого грязного опуса не заслуживают сколько-нибудь подробного анализа. Говорить о нем заставляет весьма тревожное обстоятельство: этот крайне примитивный фильм, от которого веет пещерным антикоммунизмом, усиленно рекламируется американской пропагандой, причем и на внутреннего потребителя, и в других странах Запада. (8)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984
Милитаристская и шовинистическая киноложь нацелена на то, чтобы посеять вражду и ненависть к народам социалистических стран

Прокату «Красного рассвета» сопутствовала многошумная реклама. Бывший госсекретарь США Александр Хейг, который скандально известен своей людоедской фразой «Есть вещи поважнее чем мир», устроил по случаю выхода фильма торжественный прием. Ведь именно он, Хейг, возглавлявший внешнеполитическое ведомство, был консультантом этой киноподелки. (1)

Не случайно «Красный рассвет» был публично одобрен Александром Хейгом — бывшим государственным секретарем США и членом административного совета крупнейшей голливудской компании «Метро-Голдвин-Мейер», выпустившей этот фильм. Лиз-Блок Моранж напоминает также, что этот фильм реклама назвала «фильмом Америки», так же как в свое время «командой Америки» были названы «Далласские ковбои», символизирующие реакционную Америку, страну «настоящих мужчин». (2)

Вот в это время глава Соединенных Штатов лично аплодирует провокационному джингоистскому «Красному рассвету» и публично присоединяется к оценке вызывающей фальшивки бывшим государственным секретарем Александром Хейгом, заявившим: «„Красный рассвет“ является важным, реалистическим и вдохновляющим уроком в интересах поддержания нашей военной силы». (5)

«Фильм настолько плох, что порой просто смешон, — констатирует телекомпания Эй-би-си. — Это сгусток безудержной антисоветской паранойи». Близкая к Белому дому «Вашингтон таймс» признала, что лента стала своеобразным олицетворением «рейгановской эры». Газета отметила, что картина появилась вскоре после очередной серии громогласных жалоб Пентагона на отсутствие у армии, ВМС и ВВС достаточного количества запасных частей и боеприпасов. (4)

Милитаристская и шовинистическая киноложь нацелена на то, чтобы посеять вражду и ненависть к народам социалистических стран, служить дымовой завесой агрессивным планам администрации США и НАТО, чреватых самыми опасными последствиями для человечества. (8)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Сам факт выпуска этой картины, как и стратегия ее рекламной кампании, отчетливо показывает, что в объявленной империализмом психологической войне полноправными участниками выступают буржуазное телевидение, кино и видеобизнес, гигантская и разветвленная «фабрика грез», создающая превратный, фальсифицированный образ мира. Достоверность и наглядность, эмоциональная убедительность звукозрительных образов, возможность их широчайшего распространения делают искусство экрана одной из самых могущественных и эффективных средств воздействия на массовые аудитории практически во всех регионах мира. Этот могучий потенциал все более активно используется реакционной пропагандой, главным инспиратором которой по праву считаются США. (2)

Фильмы, подобные «Красному рассвету», — пишет газета американских коммунистов «Дейли уорлд», — способствуют нагнетанию антикоммунистической, антисоветской истерии, которая в мире, балансирующем на грани ядерной катастрофы, представляет крайнюю опасность. И делает красноречивый вывод: «„Красный рассвет“ предназначен для подготовке американской молодежи к войне». (8)

Бедняжки, у них кончились запасы воздушной кукурузы!

Описывая, как проходил один из рядовых сеансов «Красного рассвета», корреспондент «Правды» свидетельствует: «…гремели автоматные очереди, лилась кровь. Ребята лет шестнадцати — семнадцати, сидевшие в ряду передо мною, неистовствовали. Особенно когда герои фильма, ревностные христиане (замечу, что, по сюжету, горстка учеников той самой школы, уроком в которой начинался фильм, скрывалась в горах и вела сражения, весьма напоминающие подвиги Рэмбо. — Г. К.), расправлялись с безбожниками коммунистами. Зрители вскакивали с мест, вопили, потрясая кулаками… Тревожно было сознавать, что ультра от политики идеологии, сеятели ненависти, поставщики духовной отравы делают все, чтобы приблизить в этой стране вальпургиеву ночь злобной антисоветской истерии». (1)

Кино, призванное отражать жизнь, способно ее отравить. Такое кино экологически опасно. На экране смоделирована заведомо немыслимая ситуация: американские подростки вступили в бой с захватчиками, одетыми в форму, которая неразрывно связана для них с образом врага — Советами. А врага надо убивать. Даже если в первый раз это трудно… (9)

Характерна сцена, где юноши отправляются на охоту, чтобы добыть себе пропитание (бедняжки, у них кончились запасы воздушной кукурузы!), а затем пьют кровь только что убитого оленя, чтобы стать «настоящими мужчинами». (12)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Когда смотрю подобные фильмы, всегда вспоминаю стратегическую оборонную инициативу, так называемую программу «звездных войн». И не только потому, что «Звездные войны» как кино дали название этой политической и военно-стратегической доктрине — хотя это тоже очень показательно, вот эта связь Голливуда с Пентагоном — но еще и потому, что я вижу в таких фильмах своеобразную идеологическую стратегическую оборонную инициативу. (9)

Надо сказать, что киностряпня, сработанная сценаристом и режиссером Джоном Милиусом, явно задавшимся целью переплюнуть конкурентов по ремеслу, встретила возмущенную реакцию со стороны демократических кругов широкой общественности США и Западной Европы. (8)

Замечу, кстати, что в Западной Германии, Западном Берлине против демонстрации этой фальшивки активно выступала пресса. Да и в США подобные модели уже отмирают. (3)

Нам хотелось бы спросить создателей фильма и их вдохновителей, какие же реальные события легли в основу их замысловатого сюжета

В Канаде активисты антивоенного движения организовали кампанию протеста против показа кинофальшивки. В листовках, распространяемых ими у кинотеатров в провинции Альберта, в частности говорится: «В период растущей напряженности в мире нового витка гонки вооружений, расширения интервенции США в Центральной Америке кинокартина, ставящая своей целью нагнетание слепой ненависти к другим народам, не только вредна, но и противоречит уголовному кодексу Канады». С жалобой на нарушение соответствующей статьи уголовного кодекса страны, запрещающей пропаганду ненависти и войны, обратился в высшие законодательные инстанции Канады известный юрист Марк Риттер. (8)

Далее приведем слова пораженной увиденным корреспондентки итальянской газеты «Паэзе сера»: «Самое невероятное — это поразительная глупость сюжета, которая должна была вызвать насмешку даже у школьника. На протяжении двух часов я не переставала надеяться на то, что это просто карикатура, что какая-то реплика, ироническая сценка вот-вот поставит все на место. Тщетная надежда!.. (5)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984
Такие фильмы, которые проповедуют человеконенавистничество, они, конечно, служат силам зла

Я слишком молода для того, чтобы помнить, но мой друг сразу вспомнил шабаши ненависти, которые нацистская пропаганда устраивала незадолго до войны. И этот метод срабатывает и сейчас: достаточно посмотреть, с каким энтузиазмом реагируют зрители на события, происходящие на экране. Во время сцены, когда русские «варвары» маршируют, распевая «Интернационал», я почти физически ощущала ненависть зрителей. У меня даже мурашки побежали по телу: я уверена, что если бы они знали, что у меня в кармане партийный билет члена Итальянской коммунистической партии, то в ту минуту они линчевали бы меня. (12)

И самое страшное, что повергло в ужас очевидца — как в зале «зрители кричат и аплодируют, когда школьники, к которым вскоре по ходу сюжета присоединяются три девушки (они, кстати, проявляют еще более зверскую жестокость), в упор расстреливают „злодеев“ из автоматов. Во время сцены, когда русские „варвары“ маршируют, распевая „Интернационал“, я почти физически ощущала ненависть зрителей». (5)

«Старые клише из военных фильмов мелькают в диалогах как отстрелянные гильзы, пропаганда ненависти против воображаемых противников США чудовищна, а действие совершенно лишено смысла», — отмечает шведская газета «Экспрессен». «Навязываемый западногерманскому зрителю „Красный рассвет“ своей извращенностью и провокационностью напоминает продукцию министерства пропаганды Геббельса», — говорится в заявлении Социалистической немецкой рабочей молодежи, ведущей прогрессивной организации ФРГ. (8)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

Газета канадских коммунистов «Канадиан трибюн» так выразила свое мнение об этом фильме: <…> «Фильм, конечно, понравится „старым добрым богобоязненным американским парням“, голосующим за Рейгана. И дело здесь не только в шовинизме. Соединенным Штатам очень хочется пожалеть себя, сильную и благородную страну, окруженную жестокими врагами, преданную трусливыми и вероломными друзьями, одинокую в этом ужасном мире. Так что по фильму выходит, будто главная проблема США состоит в том, что они „слишком хороши“. Ажиотаж вокруг „Красного рассвета“ свидетельствует о том, что буржуазной пропаганде удалось внедрить в массовое сознание американцев черный дух „холодной войны“. Нам хотелось бы спросить создателей фильма и их вдохновителей, какие же реальные события легли в основу их замысловатого сюжета. Уж не „угроза“ ли Соединенным Штатам со стороны Гренады, о которой кричали в Вашингтоне год назад? И еще: не является ли „Красный рассвет“ пропагандистской подготовкой к возможным будущим агрессиям США против стран Латинской Америки?» (12)

Такие фильмы, которые проповедуют человеконенавистничество, они, конечно, служат силам зла. Здесь не может быть двух мнений. Не может быть разговора о коммерческом, так сказать, эффекте, не может идти речь и о том, что «видите ли, это настолько неправдоподобно, что никто этому не поверит», и так далее. Все это, конечно, отговорки. Отговорки наших американских коллег, которые в глубине души чувствуют свою вину и перед нами, и перед своим народом, и перед человечеством«. (9)

Финальным аккордом стала беседа с представителями делегации США. Приходится с сожалением говорить об отсутствии на встрече членов съемочной группы конкурсного фильма «Сад камней», и в первую очередь Фрэнсиса Копполы <…> И тем не менее, разговор получился весьма содержательным — благодаря участию в нем <…> Ричарда Бойла, писателя, журналиста, автора сценария острого политического фильма «Сальвадор», представленного во внеконкурсной программе фестиваля. Бойл первым делом извинился перед советскими людьми за американские фильмы типа «Рэмбо» и «Красный рассвет». (7)

«Красный рассвет». Реж. Джон Милиус. 1984

(1) Георгий Капралов. «Потеря» и обретение реальности. (в сб. Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 11). М.: Искусство, 1989.
(2) Кирилл Разлогов. Конвейер грез и психологическая война. М.: Политиздат, 1986.
(3) Владимир Баскаков. Вчера и сегодня. (в сб. Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 10). М.: Искусство, 1988.
(4) Геннадий Ашин, Александр Мидлер. В тисках духовного гнета: (Что популяризируют средства массовой информации США). М.: Мысль, 1986.
(5) Игорь Кокарев. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М.: Искусство, 1987.
(6) Юрий Алгунов, Владислав Орлов. Боевая раскраска Голливуда, или Мужские приключения на американский манер. Советский экран, № 3, 1987.
(7) Олег Сулькин. Единственный свидетель. СКФ — Спутник кинофестиваля, № 12, 1987.
(8) А. Васин. Фальшивка. Советский экран, № 8, 1985.
(9) Русские в глазах американцев. Режиссер И. Свешникова, сценарий С. Лосев, И. Свешникова, И. Тимофеев. ЦДСФ, 1988.
(10) Петр Смирнов. Агрессивный экран. (в сб. Идолы и идеалы). М.: Педагогика, 1988.
(11) Георгий Капралов. Кинодемоны насилия, или В прицеле кинопистолета. (в сб. Фабрика лжи: Литература, искусство, культура — борьба идей, мировоззрений, политических систем). М.: Худлит, 1988.
(12) Как стряпаются ложь и клевета. «Красный рассвет» и черная пропаганда. Аргументы и факты, 18 сентября, 1984.
(13) Юрий Комов. Гонки с тенью. М.: Детлит, 1985.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: