Рецензии
Фестивали

«Зеркало»-2016: «Радиогрёзы»


«Радиогрёзы». Реж. Бабак Джалали. 2016

Господин Ройями возглавляет редакцию радиостанции «Парс», которая вещает на фарси для иранской диаспоры Сан-Франциско. Интеллектуальный программинг вряд ли помогает расширить невеликую аудиторию станции: господин Ройями, который на родине был известным писателем, предпочитает вещать в эфире о сальвадорском поэте Роке Дальтоне (постоянная передача «Великие мертвецы»), нежели брать интервью у королевы красоты, хотя она тоже пишет стихи (особенно потому что она тоже пишет стихи). Один день работы радио, свидетелями которого становятся зрители, должен стать особенным: «Парс» собираются посетить для совместной джем-сессии афганское рок-трио Kabul Dreams и группа Metallica. Рок-легенд все ждут, как Годо у Беккета, потому что в этом сюжете все чего-то ждут.

Cлегка меланхоличный юмор картины Бабака Джалали, зимой победившей в Роттердаме, строится на несовпадениях между устремлениями героев и наличным положением вещей. Такова ситуация иммигранта: Хамид Ройями складывал слова в литературу, а теперь потерял эту свою главную способность и с трудом может объясниться с кем-то за пределами небольшого круга соотечественников. В той беспомощности, с которой он разговаривает на своём Basic English, слышно отчаяние, хотя столь сильные эмоции в «Радиогрёзах» никогда не выявлены полностью, а только подразумеваются. Зато эти эмоции подлинны: протагониста играет Мохсен Намджу, поэт, музыкант и диссидент, вынужденно переселившийся в Калифорнию. После отъезда из страны его герою, владевшему умами иранских интеллектуалов, приходится беседовать в эфире со специалистом по удалению волос и ставить слушателям рекламу халяльных бургеров, чтобы не потерять то немногое, что у него теперь есть. Американская мечта, если и была она когда-нибудь, не осуществилась.

Название Radio Dreams — довольно пресное, но в нём сформулирован импульс этого сюжета: каждый из героев безнадёжно отделён от своего идеала, который находится либо в прошлом, либо в недостижимом будущем. Иронист Джалали избирает роль поэта неудачи; главный герой с его растерянностью в глазах напоминает протагониста Сергея Довлатова из его эмигрантских повестей или вечных аутсайдеров Джармуша и Каурисмяки. Это тот самый мир, в котором всё происходит медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: