Александр Прошкин: «Будущее, как всегда, за молодыми»
Александр Прошкин
— Кто Ваши герои?
— Юрий Арабов, драматург от Бога, наделен особым зрением — в самом обыденном разглядеть неожиданный, подчас парадоксальный сюжет. В маленьком городке, неподалеку от его дачи, на загибающемся металлургическом заводе работают в охране только молодые девушки, при том одна другой ярче и колоритнее. Мужчины их возраста подались в большие города. А те, что остались, увы, спились и люмпенизировались. А ведь так хочется любить и быть любимой… Самое интересное, что подобную картину наблюдал и я на съемках фильмов «Чудо» и «Искупление» — на металлургическом заводе под Тулой. Как только охранницы скидывают свои унылые черные униформы, они мигом преображаются. Их вызывающая молодость, свежесть и красота — как взрыв на фоне убогой серой действительности. Они устраивают весьма бесцеремонные розыгрыши, откровенно хулиганят, эпатируя заторможенный городок. Это их энергичный протест против серой безысходности. Главная героиня потеряла надежду встретить свою любовь. Она решается на судьбу матери-одиночки, просто хочет завести ребенка, который скрасит ее одиночество и наполнит жизнь смыслом и любовью. Но как и от кого завести ребенка скромной неискушенной девушке, обремененной отчимом-инвалидом? Не буду раскрывать сюжет, он полон неожиданностей. По жанру — это ироничная мелодрама, порой забавная и смешная, порой печальная и полная горечи. Действие происходит в самом сердце России, на волжском берегу, где пронзительная красота прошлого еще не исковеркана, где даже завод — не монстр, а по-своему красив и поэтичен.
— Я обратила внимание на прекрасную работу оператора.
— С Дмитрием Мишиным я работал впервые, и очень благодарен ему за яркую, сочную картинку. Обычно, снимая картины исторические, я стремился к приглушенному, монохромному изображению.
— Где Вы снимали такие красивые пейзажи, колокольню посреди реки на крохотном островке?
В городе Калязин. Это место снимают часто. Колокольня — единственное, что осталось от затопленных водохранилищем деревень. Образ нашего условного города собрали из нескольких моих любимых городов — Тулы, Углича, Мышкина и Калязина.
Охрана. Реж. Александр Прошкин, 2016
— Где Вы нашли такую очаровательную актрису?
— В городе Сыктывкар есть знаменитая школа искусств, куда детей забирают прямо из деревень, они там живут и учатся. Один из выпускников этой школы сейчас поет в Метрополитен-опере. Мария Коровина, исполнительница главной роли, из глухой деревни, которая находится в 500 километрах от Сыктывкара. Сначала школа-интернат, потом Питерский театральный институт, знаменитый ЛГИТМИК и Сыктывкарский драмтеатр. Мария очень естественный и одаренный человек. К счастью, лишена провинциальных комплексов. Ее знаменитые партнеры — Виктор Сухоруков, Антон Шагин, Алексей Кортнев — как-то сразу ее приняли и полюбили.
— Кстати, о партнерах. Мне кажется, что Виктор Сухоруков артист острый, иногда гротесковый, выступил в неожиданной для себя роли.
— Я очень люблю Виктора. В его индивидуальности есть какая-то подкупающая искренность, незащищенность, он какой-то «свой», очень близкий, узнаваемый… От него теплом веет.
— А Шагин в роли уголовника?
Какой же он уголовник? Несчастный, бестолковый, растерянный перед жизнью, в которой даже мало-мальски пристойной работы не найти. И что такое украсть какие-то железки, когда на глазах у всех крадут целый завод? Мне кажется, Антону удалось выразить в этом персонаже самое сложное — как замерзшая душа отозвалась на добро. Нет большего чуда на свете, чем чудо преображения любовью. В этом главный смысл картины. Жизнь без чувства — всего лишь существование.
— А персонаж Кортнева? Вы иронизируете над ним?
— Нисколько. Этот артист — любимец публики, поскольку она чувствует в нем не преуспевающего поп-идола, а человека прежде всего в чем-то слабого, в чем-то неуверенного… Живого, испытывающего интерес к жизни, а не циничного раба успеха.
— Мне кажется, в Вашей картине совсем не присутствуют укоренившиеся в последнее время ярость, агрессия, надрывающие наше общество. Вы верите в возрождение России?
— Новой России всего 25 лет. Одной ногой мы прочно застряли в своем непростом советском прошлом, другой шагаем в не совсем ясное, но несомненно лучезарное будущее. Будущее, как всегда, за молодыми. Сменятся поколения, уйдет постепенно бацилла латентной гражданской войны, обретет постепенно человеческое лицо дикий русский капитализм… Как бы хотелось скорее приблизить это будущее.
Читайте также
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»
-
Юрий Норштейн: «Чувства начинают метаться. И умирают»