«Петровы в гриппе» — Что пишут критики?
В понедельник прошла премьера «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова. Начало проката в России намечено на 9 сентября, и пока мы собрали первые высказывания зарубежных критиков о ней — все в смятении.
Кириллу Серебренникову очень, очень важно, чтобы вы знали, насколько он талантлив. Проведя порядка двадцати месяцев под домашним арестом (знакомо, не правда ли?), российский режиссер-провокатор вернулся за камеру в «Петровых в гриппе», местами увлекательном, местами утомительном фильме, премьера которого состоялась в понедельник в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.
На этапе анонсов фильм, который рассказывает о семье и городе, пораженных загадочной респираторной инфекцией (хм, минуточку!) и сделан режиссером, превратившимся в символ борьбы с репрессивной машиной, называли одним из претендентов на Золотую пальмовую ветвь, но после показа прогнозисты все же скорректируют позиции.
Безусловно, «Петровы в гриппе» — прекрасный образец киноискусства; это также превосходное упражнение в стиле, использующее виртуозную технику для атаки по всем органам чувств. Абразивный тур через советское сердце тьмы, «Петровы в гриппе» заставляют зрителя буквально продираться сквозь себя, но демонстрируют слишком много чистого искусства, чтобы можно было просто отвести взгляд.
Перенеся на экран известный в России роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», Серебренников запрыгивает на грузовой поезд из гротеска определенного рода российской литературы и политической сатиры в духе его работ в московском театре «Гоголь-центр». Здесь нет прямых шпилек в адрес российского государства, но в них нет необходимости: это произведение движимо разбухающей, всепоглащающей и иногда веселой яростью в адрес места и способов жизни, уходить от которых режиссеру запрещено законом. Так или иначе, это пьянящее кино на последнем дыхании скачет на камере как на лошади, перенося нас между локациями, эпохами и состояниями — это захватывающая и грязная работа свободного человека.
Кинотеатр Кирилла Серебренникова
Да, «Петровы в гриппе» неординарны в своей технической и эстетической смелости, и, как было сказано выше, содержат запретные в России гомосексуальные образы, но это не такой радикальный фильм, как его «Ученик» 2016 года, где куда прямолинейнее критиковалось реакционное мировоззрение. Хотя не всякая работа художника-диссидента должна бросать вызов авторитетам; иногда, чтобы сделать фильм радикальным, достаточно просто отойти от норм реализма, и тут «Петровы в гриппе» преуспевают. Особого упоминания заслуживает безупречная работа нескольких постоянных соавторов Серебренникова, особенно оператора-постановщика Владислава Опельянца, движение камеры которого — мощнейший иммерсивный опыт.
Лесли Фелперин, The Hollywood Reporter
Из ряда технически великолепных эпизодов выделяется непрерывный 18-минутный кадр, в течении которого мы следуем за Петровым и разочарованным писателем-самоубийцей (Иван Дорн) из офисного здания в лифт, в гараж, сквозь снег, в квартиру и затем вновь в снег. Тематически это напоминает глубокое погружение братьев Коэнов в измученную творчеством психику Бартона Финка; это предельное выражение тщеты бытия.
Из двух ведущих ролей наиболее интересна работа Хаматовой, ее героиня заслуживает тщательного изучения. Поэтому в третьем акте кажется большой ошибкой то, что «Петровых» бросают в и без того отвлекающую кроличью нору детства ее мужа. После долгого, изматывающего рассказа о Деде Морозе и Снегурочке прогулка, наконец, становится утомительной, и к финалу «Петровы в гриппе» в целом кажутся меньше суммы своих частей.
Перевод Павла Пугачева
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Голос Ирины Рубановой