Рецензии

Памяти лошади —  «Константинополь» Сергея Чекалова

В сериале «Константинополь» русская эмиграция сталкивается не только с турецкой таможней, но и с безудержной жанровой фантазией авторов. О том, как создатели примеряют боевиковую форму ради разговора об ужасах изгнания, рассказывает Лилия Шитенбург.

В финале легендарного советского фильма Евгения Карелова «Служили два товарища» был душераздирающий эпизод: белый офицер, поручик Брусенцов, в исполнении Владимира Высоцкого поднимается на борт судна, отходящего из Крыма к турецкому берегу, и видит, как за бортом плывет за ним любимый конь Абрек, верный боевой товарищ. «Лошади умеют тоже плавать, но нехорошо, недалеко», — некстати вспомнилось поручику. Абрек тонул. Когда прозвучал выстрел, ни Высоцкого, ни его коня уже не было.

«Служили два товарища». Реж. Евгений Карелов. 1968

Новый сериал «Константинополь» режиссера Сергея Чекалова по сценарию Алексея Мизгирева (и еще двух его соавторов) начинается почти тогда, когда «Служили два товарища» заканчиваются. Дальше — порт Константинополя, таможня, полицейские в фесках, чужой город и неостановимый «бег» (кроме Алова и Наумова в кино на эту территорию, кажется, никто всерьез не заходил).

На границе турки обдирают беглецов, как липку, беззастенчиво роясь в дамском белье. Прибывший налегке белогвардеец Нератов (в этой роли Александр Устюгов и заслуживающая отдельного упоминания борода лопатой), не догадавшийся застрелиться рядом с Брусенцовым, своим мрачным видом нагоняет страху на и без того перепуганных соотечественников.

«Константинополь». Реж. Сергей Чекалов. 2025

Щеголеватый коммерсант с пухлым чемоданом и трепетной барышней (оказалось, сестра) пытается контролировать русский хаос и османский порядок одновременно. В итоге лишается имущества, но не самоуверенности. Сергей Марин в роли этого противоречивого господина третирует сестренку, как случайную любовницу, и уже через пару серий предлагает туркам вместе обирать беззащитных русских.

Добрый чеховообразный доктор (Кирилл Кяро), вызвавшийся было предоставить свой желудок для перевоза чужих ценностей, остается без бриллиантовых угощений. А попытавшись устроиться в местную больницу, сталкивается с дикарским высокомерием кретина в феске и, вздохнув, идет в санитары.

«Константинополь». Реж. Сергей Чекалов. 2025
Да — русских в Константинополе было много. На этом факты закончились

Чуточку освоившиеся в Константинополе герои встречаются со здешней проституткой из русских дворян, по бедности вынужденной расстаться с баронским титулом и привычками — героине Оксаны Акиньшиной пришлось хлебнуть горя. Всю русскую эмиграцию (за исключением старожила — офицерика, подавшегося в артисты) селят в один ужасный барак. Единственной искры хватает, чтобы конфликт русских с турками перерос из простого мордобоя в войну в гетто.

Интенции авторов «Константинополя» — как на ладони. Напомнить отечественному зрителю, что хуже эмиграции только релокация, а кровь — не водица и прочая ламца-дрицца. А также попробовать сыграть на родном материале в чужую игру, известную по выдающимся сериалам «Острые козырьки» (ветераны Первой мировой, ПТСР, криминал) и «Тысяча ударов» (бокс) Себастьяна Найта, но более всего — «Воин» Джонатана Троппера и Джастина Лина, HBO (беженцы, гетто, ксенофобия, бои по правилам и без). И если степень исторической недостоверности отечественного многосерийного боевика почти равна «заграничной» (то есть, да — русских в Константинополе было много. На этом факты закончились), — то качество сценария и режиссуры не идет ни в какое сравнение. Крепко держать в руках профессию необходимо при пересечении любых границ — и в любую сторону. Это же не чемодан с керенками, в конце концов.

Три четверти российского коммерческого кино и ТВ делается именем Гая Ричи и во славу его

Баку здесь играет роль Константинополя (зачем, бог весть — картонные декорации довольно навязчивы), а бакинская массовка и некоторые тамошние актеры изображают турок (иные даже на турецком и говорят). Проблема в том, что турецкая толпа, хоть восторженная, хоть разъяренная, вышла скромненькой, реденькой и, чего уж там, довольно старенькой, а азиатские физиономии османских аскеров наводят на мысли о новейшем запрете для нелегальных мигрантов работать в такси.

«Константинополь». Реж. Сергей Чекалов. 2025
Игрушка не для всех — «Револьвер» Гая Ричи Игрушка не для всех — «Револьвер» Гая Ричи

Главный злодей тут — британский офицер (отсюда, видимо, и бюджет). Зато боксерские бои в Стамбуле держит, разумеется, рыжий ирландец (играет его некто с невыразимо прекрасным именем Марк Беньямин Пух). Почему «разумеется»? Потому что неважно, за белых ты или за красных, важно, что три четверти российского коммерческого кино и ТВ делается именем Гая Ричи и во славу его. И наши беспризорники под любым предлогом во всю прыть бегают за ним, клянча «дяденька, дай копеечку!»


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: