Освобождение гиганта
— «Баломания» Сиссель Морель Даргис
Завтра на Beat Film Featival состоится премьера «Баломании» — документальной картины о бразильских фавелах и субкультуре «балоэйрос». Пропустить первый показ было бы досадно, но не фатально — сеансов запланировано несколько. Про реальность безумцев и религию свободы в «Баломании» пишет Слава Карнаев.
72 метра в высоту, с тремя тоннами фейерверков, которые способны превратить ночь в день, кислотных цветов левиафан поднимает в воздух портрет Паваротти. Но вот растаял блеск, стих крик, и возник вопрос «зачем?». Вооружившись этим вопросом и камерой, документалистка Сиссель Морель Даргис погружает в уникальную субкультуру бразильских фавел — «балоэйрос».
Это закрытое, но многочисленное сообщество людей, одержимых идеей запуска больших самодельных шаров. Они тратят последние деньги и годы жизни, жертвуют свободой и семьей ради воздухоплавающих гигантов. Зачем им это нужно — не до конца понимают даже сами «балоэйрос».

А был ли мальчик?
— «Хищники» Дэвида Осита
Сиссель Даргис — граффитистка из Дании — приехала в Сан-Паулу красить стены бразильских фавел. Граффитисты часто снимают свои вылазки на камеру. Во-первых, их стрит-арт рано или поздно закрасят, а это обидно (все-таки старались), а, во-вторых, граффити очень киногенично. Как сказал Кокто, «кино снимает смерть за работой», а эти краски часто не могут пережить и одной ночи. Более того, в граффити процесс важнее результата.
Важна не краска на стене, а момент, когда она туда попадает. Момент объявления себя миру, когда кадр наполняется быстрым движением рук, учащенным дыханием и адреналином. В один из таких моментов в кадр Даргис попало кое-что еще — множество парящих в ночном небе огней. «Что это?» — спрашивает она. Это «балоэйрос». Они похожи на граффитистов. Только красят не стены, а небо, и не баллончиками, а воздушными шарами.
Создание шара — служение, его запуск — награда
А дальше еще чудесатее. Сиссель, завороженная зрелищем, спускается в «кроличью нору», открывая целый мир. Но было это не так просто. Мир «балоэйрос» закрыт. Чтобы туда попасть, нужно преодолеть испытания, отказы и угрозы. Даргис помогает камера, которая не исследует субкультуру, а как будто только фиксирует свою сопричастность к происходящему. Весь фильм — это путь посвящения в «балоэйрос», занявший у режиссера год.

Сначала она была допущена только к «поимке» шаров. Одни запускают шары, другие ловят. Да, местные могут не только вытащить левиафана, но еще и подлечить его, выпустить назад в море небо. Воздушные шары — не просто важны для этих людей, они для них почти сакральны. Если граффити — искусство, то «балоэйрос» — скорее религия. И важен здесь не только момент запуска (экстаз, катарсис, благодать), но и длительный процесс подготовки. Шары строят годами. Пока клеится один шар, его конструктор может лишиться квартиры и семьи. Создание шара — служение, его запуск — награда.
Многие хотят сойти с ума и не могут
Когда-то воздушные шары были маленькими. Тогда они были лишь частью южноамериканской католической традиции. Затем стали чем-то вроде национального спорта. А во второй половине XX века шары начали расти: вместо одной свечи к ним крепили десятки, а потом и сотни килограммов свечей, фейерверков, и других источников энергии и тепла.
С размером шаров рос и ажиотаж; росла и опасность. Контроль был утерян, неисправные сферы поджигали дома и леса. Бразильское государство отправило «балоэйрос» туда же, куда и остальные свои проблемы — в фавелы. Но ни потенциальный уголовный срок, ни мерзкий трюк — вознаграждение за донос — не смогли остановить феномен балоэйроса.

Но зачем все это нужно? В фильме этим вопросом задается даже не завороженная Даргис, а один из ее героев — Джабо. Он глава команды, которая когда-то запустила самый большой шар. В фильме его команда готовится к запуску еще большего шара — Гиганта. Тот самый, который 72 метра в высоту. Шары не дали Джабо закончить школу — он бросил ее; не дали найти нормальную работу — он парковщик автомобилей; не дали воспитать ребенка — жена ушла, забрав его.
«Глубоко внутри я знаю, какова реальность. Мои слова часто остаются просто словами,» — говорит камере Джабо и уходит от нее. Немного побродив, Джабо возвращается: «Я солгал тебе. Я верю во все, что делаю». Реальность Джабо — реальность безумца, неисполнимая мечта для конформиста. Многие хотят сойти с ума и не могут. «Балоэйрос» могут. Эти гиганты не делают жизнь проще и не решают проблемы — они просто заслоняют их собой, как заслоняют небо в кадре. Воздушные шары ничего не изменят и ничего никому не докажут. Но ими можно полюбоваться.
Читайте также
-
Зеркало — 2025
-
Черная ворона белого мира — «Ансельм. Шум времени» Вима Вендерса
-
Две сказки о потерянном времени — «Хельсинкский эффект» и «Светлое будущее»
-
Он сделал нечто пугающее и даже не моргнул — «Цепные реакции» Александра О. Филиппа
-
А был ли мальчик?
— «Хищники» Дэвида Осита -
«Мы пытаемся проявить новую действительность» — Каталог фестиваля ЛУЧ81635