«Зеркало»-2016: «Темный зверь»
«Темный зверь». Реж. Филипе Герреро. 2016
«Темный зверь» медленно движется вглубь, сквозь иногда слишком уж красиво закомпонованную натуру. Этот фильм сам словно лес, пересеченный траекториями трех женщин, бегущих от так и оставшейся безымянной и неопределенной угрозы. Одна, вернувшись вечером домой, обнаруживает деревню разоренной военными, в страхе перед которыми и пускается в путь. Другая — напротив, жена солдата, уставшая терпеть насилие и вынужденная скрываться. Третья — воин, на практике являющаяся сексуальной игрушкой командира. Их не объединяет ничего, кроме того, что все они — женщины на войне: безгласные, бесправные и беспомощные, почти на ощупь пробирающиеся сквозь дебри колумбийских лесов туда, где существует надежда на мирную жизнь.
То, что имени и причин конкретной угрозы мы так и не узнаем — люди в униформе абстрактны, сцены насилия и убийств оставлены за кадром (кроме одной — решительной и необходимой), камера сосредоточена на лицах и деталях — следах, индексах войны — делает из фильма Герреро мощное политическое и феминистское высказывание. Война дана только как ее переживание, отметина на телах героинь, встретившихся с темной стороной человеческой натуры, как тяжелые запахи и стоны усталости. Герреро, собственно, и не делает фильм о войне — он снимает историю о том, что происходит с людьми, когда вокруг — страх, опасность, мужчины с автоматами и несправедливость. «Темный зверь» — это и весь этот обрушившийся социальный порядок, пожирающий тела и души, и человек,
Абсолютная немота фильма делает его еще более безнадежным, но когда кажется, что постоянно усиливающееся напряжение достигает пика, тревога, пропитывающая каждый кадр, неожиданно растворяется в проснувшемся чувстве надежды. Правда, то что у этих трех все будет хорошо — конечно, условность. Порядок остается неизменным, война везде — есть в руках противника оружие или нет.
Читайте также
-
Движение вниз — «На этой земле» Ренаты Джало
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари