Рецензии

Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня

В прокате — китайский детектив из каннского конкурса «Особый взгляд». В англоязычной прессе его наперебой называют нуаром, но у Вероники Хлебниковой совсем другие, родные нашему зрителю, ассоциации.

Глубокомысленный эпиграф из «Калигулы» Камю про судьбу, которую нельзя понять, сбивает с толку. Режиссер из Китая, набитого собственной премудростью, перемудрил, ссылаясь на французского экзистенциалиста, глядевшего в античный ад, как в зеркало. Зато сразу после начинается хорошее кино, снятое по преимуществу на 16 мм, с вкраплениями цифрового ужаса, легко отождествляемого с преступлением.

«Только течет река». Реж. Вэй Шуцзюнь. 2023

1995 год. Фильмы еще показывают с пленки. Пленки хранят в круглых металлических коробках, их складывают в яуфы — «ящики упаковки фильмокопий», цилиндрические контейнеры, куда помещается небольшой восьмичастевый фильм. «Только течет река» в стандартный яуф не лезет. Длинный, неспешный, как затяжной ливень, фильм прикидывается детективом и в этой личине рассказывает немудрящие людские секреты: кому жить тошно, кто незаметно сходит с ума, у кого помада, парик и каблуки под кроватью.

Кино обшарпанной, сданной в утиль реальности

В кино тем временем уже не ходят, Дэн Сяопин перестраивает Поднебесную, кинотеатры умирают. Если их не сносят, то открывают в них офисы. В один такой заселяются следаки местного убойного отдела, вешают огромную карту туда, где был экран, и проводят следственные эксперименты с ножами и свиньями прямо в просцениуме.

Кабинет следователя Ма Чжэ (Чжу Илун) устраивают в разоренной будке киномеханика. Чему удивляться, если вскоре Ма Чжэ начнет видеть вместо снов дикие фильмы с участием жертв, свидетелей и подозреваемых, а пленка плавится, и кинопроектор сгорает в его голове. Пылающие катушки освещают лишь сырость и мглу.

«Только течет река». Реж. Вэй Шуцзюнь. 2023

Такое могли снять на «Ленфильме» конца восьмидесятых — начала девяностых, где-то между «Лапшиным» и «Ментами». Будто в павильоне-призраке ветшающей киностудии материализовался неснятый двухсерийный фильм Виктора Аристова со студентами из соловьевской казахской мастерской. Ленфильмовская сиротская разруха приходит на память и с ноги ударяет в сердце.

Выбор всегда один, будничный

Писателя Юй Хуа, бывшего стоматолога, по чьему сюжету поставлена «Река», мы видели в недавнем документальном фильме Цзя Чжанке «Плыви, пока море не станет синим». За год до описываемых в «Реке» событий его книжку экранизировал Чжан Имоу в запрещенном на родине фильме «Жить», после чего писатель стал знаменит на Западе. Его называют постмодернистом, но режиссер Вэй Шуцзюнь, очевидно, не церемонится с постмодернизмом и снимает кино обшарпанной, сданной в утиль реальности, где дождь смывает все следы, а отдельные причудливые фокусы и горящая пленка не остраняют прозу жизни, но органичны ей, как и рутина с тоской, и преступления, ставшие рутиной, незаметно уносящей бренные и ничтожные будни, словно медленная река. В декабре на берегу реки находят трупы, сначала старушку, затем остальных. Улики разбивают сердце. Не отпечатки, оружие, ранения, кровь, а прощальные письма про острова в океане, кассеты со слабыми голосами, подлежащими перемотке прямо в гортани, длинные волнистые волосы.

«Только течет река». Реж. Вэй Шуцзюнь. 2023

Симпатичный Ма Чжэ в черной кожаной куртке, напоминающий утомленных героев Вонга Карвая и Тони Люна, ищет убийцу в складках жизни, и ему не выбраться из их лабиринта. Выбор всегда один, будничный: подать начальству рапорт, устраивающий всех, обвинить безответного, местного дурачка. Мир, конечно, подобен туману, но и в его бесформенном хаосе иногда проступают очертания если не правды или надежды, то хотя бы утопии, сложившегося пазла или служебной инструкции.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: