История

Only business — Деловые люди на экране

В 2025 году на российских платформах много предпринимателей — кто-то делит строительный бизнес, как в «Золотом дне», кто-то строит винодельню, как в «Винограде», кто-то занимается NFT, как в «Обнальщике». Но самым заметным в этом ряду остается «Минута тишины», снятая по идее Владимира Потанина. Почему драмы большого бизнеса так трудно перенести на экран, и кому это все-таки удается, рассказывает Дарья Серебряная.

Деловой мир в кино — особая среда. Большие деньги, большая власть и большие решения, которые неизбежно рождаются в столкновении первого и второго, пожалуй, все еще ждут своего справедливого описания. Бизнес-процессы не очень хорошо поддаются именно кинематографическому отображению; экран неизбежно сгущает краски, упрощая ради яркой драматургии конфликты и черпая вдохновение чаще всего не в логике бизнеса, а в омуте человеческой психологии. Почему так происходит? Так нагляднее.

Особое напряжение кинематографа как искусства подлинно социального

Кинематограф родился примерно на сто лет позже капитализма. И не будет, наверно, такой уж большой натяжкой сказать, что кино явилось прямым следствием этой новой формы общественно-экономических отношений. Это искусство, порожденное капиталом и промышленной революцией. Раз уж речь зашла о массовом производстве самых разных товаров и продуктов, то воспроизведение в товарном количестве изображений было лишь вопросом времени. Кино — это множество кадров, распределенных во времени. Кино — это скорость.

Конкуренция, свободный рынок, стремление к прибыли — все это в том числе и про кино. Даже в Советском Союзе, где киностудии, как и вся остальная экономика, жили по утвержденному и спущенному сверху плану, режиссеры, съемочные группы и входящие в состав студий творческие объединения были прямо заинтересованы в сборах — от количества проданных билетов зависели денежные премии. Собственно, и погубило советскую машину кино в начале девяностых, именно заблуждение мастеров нашего кино, не без основания гордившихся своими своими достижениями, которые исчислялись в проданных билетах. Они-то считали себя в высшей степени конкурентно способными и готовыми к борьбе в условиях свободного рынка. Увы, выход из планового режима оказался для большинства горьким опытом.

«Выход рабочих с фабрики «Люмьер»». Братья Люмьеры. 1895

Показательно, что первый кинофильм, сделанный для коллективного просмотра в конце XIX века — напрямую порожден капитализмом. Я не о легендарном «Прибытии поезда» (хотя железная дорога, измеряющая расстояния временем, безусловно, такое же детище капитала, как и кинематограф). Я — о «Выходе рабочих с фабрики». Пожалуй, капиталистам Люмьерам было несложно согласовать съемки этой крошечной документальной ленты с рабочими своего семейного предприятия. И сегодня в этой картине чувствуется особое напряжение кинематографа как искусства подлинно социального, но все-таки, кажется, это фильм не совсем о рабочих или о фабрике. Кажется, главный герой этой минутной ленты так и остался за кадром. Это тот самый предприниматель, который ради своего нового стартапа под названием «кино» заставил трудовой коллектив чуть отсрочить время отдыха и выйти на бис. Сделать еще один дубль на всякий случай.

Важно, что кино — как в своей массовой люмьеровской, что в заточенной под индивидуальный просмотр эдисоновской форме — не только и не столько искусство, сколько технологический стартап, научный трюк, приспособленный для развлечения, коммерческий проект. Тонкости, философию, мятежный дух движущаяся фотография вберет в себя значительно позднее. А пока присутствут только целлулоидная плоть, сшитая первыми франкенштейнами кинематографа на скорую руку. Немудрено, что уже в первые годы существования нового развлечения студии постараются поставить кинопроизводство на поток, придумать для него конвейер. Пройдет совсем немного времени, и Голливуд прикует новую музу к станку. Даже в этом можно расслышать поэзию времени, требовавшую давать быстрее и больше. Про театр, живопись, литературу — никогда не скажут «индустрия»; а вот кино — да. Такое оно современное. В скобках стоит отметить, что с появлением звукозаписи и радио индустрией становится и музыка.

Это не про муки творчества, но кино — это настоящий завод

Слово «фабрика» в словосочетании «фабрика грёз» вовсе не красивая метафора. Уже с десятых годов прошлого века кинопроцесс выстраивается в четкую технологическую цепочку действий. И дело не в том, что соблюдение технических регламентов гарантирует успех фильма у широкой аудитории. Нет, конечно, не гарантирует. Но технология — это контроль за капиталом. Технология — это сроки. Технология — это эффективность. Первопроходец здесь — американский отец вестерна Томас Инс, придумавший систему управления сценаристами и режиссерами на всем протяжении создания фильма — от первоначальной идеи до финального варианта монтажа. Именно в этот момент закладывается основание для будущего превосходства американской киноиндустрии.

Первая постоянная студия в Голливуде «Nestor». Фот. Witzel Studios, 1913 г.

То, что кино — это прежде всего производство, понимали и в Советском Союзе, просто в роли заказчика, производителя и распространителя здесь выступало государство. Слышали такое выражение «студия полного цикла»? Это предприятие, которое способно контролировать фильм от начала и до конца: от идеи в один абзац до тиражной театральной копии. А внутри этого конвейера были и сценаристы с редакторами, и декораторский цех, и реквизит, и костюмы, и павильоны, и осветители, и камеры, и монтажные, и студия перезаписи. В подобной механике простых движений — много чистой киногении, потому неудивительно, что кинематографисты так любят снимать кино о себе любимых. Они понимают, это не про муки творчества (попробуйте снять за работой писателя или художника, вас ждут мучения), но кино — это настоящий завод. Думаете, просто так Эйзенштейн планировал экранизировать «Капитал» Маркса?

Железная дорога Железная дорога

Кино — процесс его производства и сбыта — пропитано капиталистическим духом, поэтому… и тут пора наконец перейти к сути этой статьи. Поэтому так удивляет, что сам по себе капиталист, предприниматель, бизнесмен, оператор экономических и производственных процессов — и по сей день так и не стал для кинематографа настоящим героем. Тем, в ком зритель мог бы узнать себя, как узнает он себя в рабочем, сыщике, профессоре, военном, да хоть даже в обыкновенном котике.

Воспевать земной успех неинтересно. Неудача куда привлекательнее

Да, кое-какие примеры деловых людей на экране наскрести, конечно, можно, но поверьте опытному зрителю: фильмов про боксеров куда больше, чем фильмов про инвесторов. Автогонщик всё еще привлекательнее заводчика. Грабитель банка предпочтительнее банкира. Вы скажете, что же тут поразительного? Кино — искусство поистине массовое, доступное людям всех возрастов, полов, профессий, достатков. Зритель — это толпа. Другое дело герой: он — всегда одиночка, маргинал, исключение из правил. Тем более, исключение, если это человек состоятельный, куда более сноровистый и влиятельный, чем средний зритель. Если это человек, который вместо того, чтобы в кинозале штаны просиживать, что-то там успел, к чему-то там устремился и что-то там достиг. Именно поэтому делец не очень-то уместен, трудно с ним соотнестись. Ну, хорошо. А почему с Джеймсом Бондом можно? Почему политики, военные, спортсмены, гангстеры регулярно попадают на экран, а люди бизнеса все-таки не особенно там заметны?

Один скажет, что дело, возможно, в неослабевающем влиянии христианской морали. Даже атеисту нет-нет, а придет на ум мысль о бренности сущего. Что говорить о человеке верующем. Взгляд на земной, и тем более финансовый успех как на нечто временное, не зависит от вашей конфессии — тут же просто эмпирические данные. Воспевать земной успех неинтересно. Неудача, что для драмы, что для комедии, куда как привлекательнее. В 2025 году американцы перепели классическую «Эту замечательную жизнь» в комедии «Везунчики»: и как же сладко было следить за злоключениями венчурного инвестора, которого ангел-неудачник в исполнении Киану Ривза превратил в нищего безработного.

Другой отметит, что проблема, возможно, в том, что кино как искусство массовое всегда искало героев, с которыми зрителю легче наладить внутреннюю коммуникацию — не боги же горшки обжигают, и не атланты ходят в кино. И с влиятельными, богатыми, деятельными всегда одна морока. Чтобы ввести такого героя, нужно продемонстрировать со всей наглядностью, что условный мистер Твистер — такой же человек, как и зритель в зале. Только так его можно полюбить. У него и с родителями проблемы, и с детьми, и кризис среднего возраста не обошел стороной, и старость не за горами, и плохое тоже регулярно мерещится. Деньги для большинства не являются источником проблем, а являются и решением. И для сценариста герой с деньгами — это почти всегда сверхзадача.

«Мистер Твистер». Реж. Анатолий Каранович. По стихотворению Самуила Маршака. 1963

Первые несколько десятилетий своей жизни кинематографу, пожалуй, действительно было не до них: бизнесмен был кем-то вроде бога, сидевшего в верхнем правом углу необъятного мира, толком еще не увиденного камерой. Яркий, знакомый всем пример — Аллан Гарсия, сыгравший президента корпорации в «Новых временах» Чарли Чаплина (он же исполнял роль владельца цирка в «Цирке»). «Новые времена» — вроде бы фильм о технической и промышленной революции, смешной и все-таки печальный рассказ о том, как неуместен человек на всемирной фабрике всеобщей эксплуатации. Но отчего-то никак не разглядеть выгодоприобретателя той самой эксплуатации, которую критикует Чаплин, — персонажа-промышленника. Его функция состоит исключительно в том, чтобы вовремя наорать на рабочего, проследить, чтобы конвейер не простаивал. Тюремным духом пропитан и другой ранний фильм о предпринимательстве, выпущенный на пять лет раньше «Новых времен» — «Свободу нам!» Рене Клера, где бывший заключенный становится во главе фирмы фонографов. Тут капитал и вовсе — преступление.

По-настоящему на авансцену предприниматель выходит в Америке сороковых, на фоне преодоления Великой депрессии. 1940-е — это время от «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса до упомянутой выше «Этой замечательной жизни» Фрэнка Капры. Если придется составлять список важнейших фильмов о предпринимателях, оба шедевра неизбежно в него попадут. Но уже поверхностного взгляда на них достаточно, чтобы констатировать: это кино не о предпринимательстве как таковом, а о судьбе человека в широком смысле этого слова. Точнее — о двух крайностях человека: индивидуалист Чарльз Фостер Кейн в исполнении Орсона Уэллса против разоренного своей добротой Джорджа Бейли в исполнении Джеймса Стюарта.

Композиционно фильмы схожи. И там, и там автор удерживает зрителя перед экраном с помощью детективной структуры, рассказывая о персонаже, перешедшем смертельную черту. Мы должны ответить: почему герой оказался там, где он оказался. В «Гражданине Кейне» зрителю приходится кружить над покойным, смысл жизни которого зашифрован в марке фабричных санок Rosebud; в «Этой замечательной жизни» снежная ночь застает нас на мосту с героем-самоубийцей — вместе с ним мы слушаем ангела, который должен отговорить неудачника от рокового поступка.

По-своему поучительно, что герои этих кинокартин — каким бы внушительным ни казался успех Кейна, и как бы нас ни утешал сентиментальный хэппи-энд в фильме Капры, — самые настоящие лузеры. Возможно, именно здесь кроется разгадка, ответ на вопрос:

«Почему кино почти не рассказывает позитивных историй о большом бизнесе и больших бизнесменах?»

Дело в том, что кинематограф вообще исключительно редко, почти никогда не интересуется историями успеха как таковыми. В успехе маловато драматургии, в нем попросту не хватает противоречий, конфликта. А если он и есть, то обычно сводится к противостоянию хорошего с лучшим. Победа — это прекрасно. Но только в поражении можно отыскать источник истинной поэзии. Арка разочарования куда эффектней, особенно, когда речь идет о большом кино. Показать, как неудачу терпит большой человек, — это залог успеха на долгие годы. Поэтому схему показательного «лузерства» будут копировать практически все поздние фильмы о вершителях судеб, во что бы то ни стало достигающих успеха, а потом сокрушающихся над собственной немощью — от «Социальной сети» Дэвида Финчера и «Нефти» Пол Томаса Андерсона до «Авиатора» Мартина Скорсезе до «Олигарха» Павла Лунгина.

На последнем стоит остановиться чуть подробнее хотя бы потому, что в российском контексте эта лента даже через два с лишним десятилетия после своего выхода остается главной попыткой описания «могула» в игровом кино. «Олигарх», и это справедливо отмечали критики сразу по выходу картины, скроен по лекалам именно голливудского кино. Сценарий испытывает известное влияние как «Гражданина Кейна», так и гангстерских фильмов 1970–80-х. Чувствуется, например, что авторы в свое время были впечатлены «Однажды в Америке» Серджио Леоне, а может, и «Путем Карлито» Брайана де Пальмы.

Целый пласт фильмов о том, как вчерашние юноши познают звериные законы капитала

Но тут как будто и нет особенно большого противоречия. Ведь в списке важнейших фильмов о ведении бизнеса — даже составленных зарубежными критиками — обязательно окажется и «Крёстный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Да, это фильм про мафию, и да, это фильм про бизнес. Тут вряд ли получится возразить. Итальянский эмигрант Корлеоне торговал оливковым маслом, а доном стал во многом потому, что вести дела честно у него получалось плоховато. Увы, деловая хватка в зрительских глазах неизбежно смыкается с криминальной хваткой. И настоящий бизнесмен всегда делает «предложение, от которого нельзя отказаться». Это правило придумано не в России. Просто у нас еще не успели забыть о том, какими средствами и путями порой идет «первоначальное накопление капитала» (чтобы получить гротескное представление об этом процессе, стоит посмотреть фильм Алексея Балабанова «Жмурки»).

«Крестный отец». Реж. Фрэнсис Форд Коппола. 1972

Голливудское кино, кстати, также без особого стеснения рассказывает нам о том, как именно собираются в первые капиталы медные гроши и замусоленные нищенские доллары. Существует и регулярно пополняется целый пласт фильмов о том, как вчерашние юноши познают на собственной шкуре звериные законы капитала. Комедия здесь зачастую встречает триллер. Маршрут примерно от «Рискованного бизнеса» (1983), где тинейджер Том Круз организует дома бордель, пока родители в отпуске (сравните с дельцом-старшеклассником из недавней «Лакричной пиццы» Пола Томаса Андерсона), до «Бойлерной» (2000), где главный герой от подпольного домашнего казино органично переходит к продажам мутных активов в мелкой брокерской фирме.

«Игра на понижение»: Овцы с Уолл-стрит «Игра на понижение»: Овцы с Уолл-стрит

Да что там, кино о биржевых дельцах почти всегда представляет собой рассказ о злодеяниях. Одну аферу с ценными бумагами на экране отличает от другой только число потенциальных пострадавших. Да, одна жертва — это всегда трагедия, а тысячи жертв — статистика и, может, даже глава с учебнике по истории экономике. Зачастую фильмы объясняют нам, что не стоит так уж сильно жалеть пострадавших — они ведь тоже надеялись на халявные деньги, а потому редко достойны сопереживания. Перечислю самые яркие истории о спекулянтах ценными бумагами. Классика — «Уолл-стрит» Оливера Стоуна (1987), идеальный портрет циничного брокера (стоит сказать, что по этому фильму учатся манерам герои «Бройлерной»). Потешный «Волк с Уолл-стрит» (2013) Мартина Скорсезе, после которого не очень задумываешься о том, скольких людей нагрел симпатичный главный герой фильма в исполнении Леонардо Ди Каприо.

Попа с ручкой Попа с ручкой

Сделанные на волне осмысления причин и последствий ипотечного кризиса 2008 года: «Предел риска» (2011) Джей Си Чандора и «Игра на понижение» (2015) Адама МакКея. Названные фильмы легко убеждают: где деньги, а точнее, где много денег — там неизбежно и преступление. Еще одна малоизвестная работа о том, как банкротства 2008 года аукнулись в темных уголках человеческих душ, — своеобразная экранизация рассказа Льва Толстого «Хозяин и работник» под названием «День подарков» (2012). Этот маленький фильм, сделанный британцем Бернардом Роузом, стоит упомянуть хотя бы потому, что он парадоксальным образом смыкается с сюжетом «Этой замечательной жизни» Фрэнка Капры. В рождественские дни маленький бизнесмен, тяжко работающий ради благосостояния своей семьи, оказывается один на один с судьбой. Но ему не помогут даже ангелы. Слишком уж велики грехи, слишком неутомим герой в своей алчности.

«День подарков». Реж. Бернард Роуз. 2012

Если вернуться к «Олигарху» Лунгина… Что же отличает этот фильм от традиционных криминальных драм, которые предъявляют нам сильных людей в ситуации невозможного выбора? Да то, что, вглядываясь в героя Владимира Машкова, никакой особой трагедии мы не видим. Чем обычно заканчиваются американские криминальные драмы? Уроком для зрителя. Назиданием. Дело в том, что они чаще всего глубоко моральны. Протестантские нормы требуют от неоднозначного героя опустошения, осознания тщетности всех усилий, поражения и принятия этого поражения. А в финале «Олигарха» сыгранного Машковым Платона увозит лимузин — да, он потерял почти всех друзей, да, он ночевал и был избит у собственной могилы (евангельские мотивы смотрятся здесь ярко, но не очень уместно), но его везут обратно в Москву. Зачем? Платон нанесет ответный удар? Будет мстить обидчикам?

Вопрос наследия в разговоре о бизнесе оказывается ключевым

Пожалуй, в таком финале маловато пафоса. Маловато пафоса, чтобы считать такой финал фактом большого искусства. А пафос — это то, в чем герой-бизнесмен, демиург нашего времени, действительно мог бы быть полезен искусству. Наша эпоха, часто разменивающаяся на мелочи, органически не добирающая в масштабах, сосредоточенная на микродвижениях и крошечных вызовах, тянется к большому как будто инстинктивно. В конце 2024-го, подводя итоги кинематографического года, сложно было не заметить, как кино поворачивается к фигурам эпохи модернизма, мятежным, порывистым, конфликтным — смутным творцам, технократам, девелоперам, своего рода титанам.

«Олигарх». Реж. Павел Лунгин. 2002
Все пьют морковный сок Все пьют морковный сок

«Бруталист» Брэди Корбе, «Мегалополис» Копполы, «Ученик» Али Аббаси, «М. — Сын века» Джо Райта. В одержимости свершениями, которая овладевает героями этих фильмов, чувствуется тоска нашего времени по поступкам, деяниям, большим выборам. Обнаружить в этой тоске место для предпринимателя — не трикстера или самозванца, который вместо того, чтобы заниматься скорбными земными делами, строит ракету, а настоящего героя, — кажется только вопросом времени. Дайте срок. Да, поймать его трудно — но призрак такого героя вполне можно нащупать. Это кто-то вроде героя Александра Скарсгаарда в последнем сезоне «Наследников» — техномагната, готового покончить с застарелым семейным спором, демонтировав американскую медиаимперию.

Человек из бетона — «Бруталист» Брэди Корбета Человек из бетона — «Бруталист» Брэди Корбета

Вопрос наследия в разговоре о бизнесе оказывается ключевым. Даже если этот бизнес относительно молод, как в недавней многосерийной отечественной «Минуте тишины». Эта попытка разогнать вопрос о предпринимательстве в России интересна не только тем, что идея сериала родилась в голове самого настоящего российского магната Владимира Потанина, но и тем, как она неизбежно упирается в все трудности разговора о больших деньгах, больших проектах и людях, стоящих за этими большими деньгами и проектами.

Опытный кинодраматург Илья Тилькин рисует своего героя по фамилии Королёв как потомственного управленца (отличие лишь в том, что его отец и дедушка помогали строить государственную машину, а он действует в условиях частного капитала), корневого патриота, который умеет держать слово, молчит о главном, а прибыль измеряет не только в рублях, но и в пользе, принесенной людям. Нет ровным счетом никаких причин не доверять авторам: в конце концов, почему бы не представить себе крупного бизнесмена, который искренне радеет за развитие собственного дела и приумножение капиталов. Разве это не логично — радеть за своё? Разве не требуют такого подхода банальная конкуренция и законы выживания?

«Минута тишины». Реж. Илья Шеховцов. 2024
В кои-то веки человек и бизнес не сводятся к одному и тому же — к источнику дьявольского искушения

Однако такому подходу противоречит сама экранная традиция разговора о большом бизнесе, и потому Тилькину приходится придумать для успешного бизнесмена Королёва целый спектр проблем. Первые пару серий «Минуту тишины» продают зрителю как шпионский триллер. А потом, когда мнимый шпион вдруг оказывается инвестором-магнатом, приходит пора ввести в историю могучего антагониста в исполнении Сергея Газарова и друга-предателя (Артем Ткаченко), добавить умирающего папу (органичный в роли отца героев Евгения Цыганова Андрей Смирнов), непонятливую, но любимую и главное увлеченную своим делом дочь (Мария Мацель), а позже оставить героя наедине с несговорчивой женщиной (Ольга Лерман), которая никак не может поверить, что и олигархи любить умеют. Многовато вроде бы для одного Евгения Цыганова, но он, конечно, справится. Чем больше будет на него навалено неприятностей (простых и житейских), тем легче будет в него поверить.

«Минута тишины». Реж. Илья Шеховцов. 2024

Невольная цитата про любовь из Николая Михайловича Карамзина лишь отчасти иронична. Дело в том, что Илье Тилькину и компании приходится взять на себя миссию ничуть не менее серьезную, чем та, что выполнял автор «Бедной Лизы», — перевернуть общественное сознание. Изменить взгляд на своего героя, вынув его из привычных рамок восприятия. Удалось это или нет, решать не критику, а зрителю и истории, но сама попытка дорогого стоит: в кои-то веки большой человек и большой бизнес не сводятся к одному и тому же, много лет как известному и проверенному, — к источнику дьявольского искушения, машине алчности и греховной гордыни, к договорам, подписанным сами знаете с кем. Управление ресурсами показано на экране как работа, выбор и бремя. Да, сюжет все еще крутится не вокруг того, как ресурсы приумножаются, а вокруг того, как они делятся (между бывшими партнерами и друзьями), и тут много хитрости, борьбы, обмана. Но все-таки мы всего лишь в шаге от того, чтобы засвидетельствовать рождение чего-то нового.

Потренировавшись на прошлом, глядишь, можно будет взяться и за настоящее

Не знаю, как было бы уместно назвать этот стиль. Капиталистический реализм? Боюсь, такое название не подойдет, слишком уж сильные постмодернистские ветры веют над этим словосочетанием. Однако в сюжетах, где конкуренция лучшего с хорошим вознаграждает потребителя идеальным товаром по идеальной цене, нет ничего плохого. Если не с точки зрения вечности, то по крайней мере, с точки зрения потребителя. В конце концов, иногда подобное кино получается сделать и запоминающимся, и зрительским. Мы помним, как, допев сагу о крахе клана Корлеоне, Коппола в конце 1980-х сделал проект о прото-стартапере из автоиндустрии «Такер: человек и его мечта». Помним, как в 2010-х о женщине, придумавшей «умную швабру», поставил свой байопик «Джой» другой режиссер-автор — Дэвид О. Рассел. Вроде бы, кому интересно смотреть кино про инновационные ремни безопасности и отжим без применения женских рук. И все-таки.

«Такер: человек и его мечта». Реж. Фрэнсис Форд Коппола. 1988
Хроники русской неоднозначности — «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского Хроники русской неоднозначности — «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского

Большой, средний, да, пожалуй, и малый бизнес в России ждут своих бытописателей. Очевидно, где-то совсем рядом, только руку протяни, десятки, если не сотни поучительных историй о становлении торговых сетей, новых парикмахерских, автосалонах мечты, электронных приложениях, кондитерских и новациях самого разного рода. Снимите наконец кино об успешной кофейне. Хотелось бы его посмотреть. Возможно, если страшно (ведь любой разговор о современности сегодня страшен), стоит начать с капиталистов далекого прошлого — с купцов первой гильдии или медиамагнатов вроде издателя Алексея Суворина. Показать Рябушинского, Второва, Лианозова или Путилова (да не в формате карикатуры, как вышло у Андрея Сергеевича Кончаловского в «Хрониках русской революции», а как-то повнимательнее взглянуть). Там и с конфликтами все в порядке, и свобода высказывания вряд ли пострадает. А потренировавшись на прошлом, глядишь, можно будет взяться и за настоящее.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: