Служебное несоответствие
Финансовый успех продолженной «Иронии судьбы» обязан был привести к покушению на «Служебный роман». Пауза между зычным «а» и «бе» даже
Кадры из фильмов Служебный роман. Наше время (2011) Сарика Андреасяна и Служебный роман (1977) Эльдара Рязанова
Для сиквела у «Служебного романа» ресурсов не было. Он ведь не сказка про нежданную встречу учительницы, украшающей гриф гитары бантиком, и доктора, который,
Здесь другое. Соль романа мымры в роговых очках и статистика в коротких брючках и светлых носочках именно в том, что он служебный, но какая им теперь служба? Новосельцев с Калугиной — давно и прочно на пенсии, её квартиру на Бронной, куда наведывался с
Публика, которая сегодня делает главные сборы в кино, не могла увернуться от старой «Иронии судьбы» при всём желании: новогодняя встреча с ней, хотя бы раз в три года, обеспечена железно. «Служебный роман» таким запасом прочности не обладает. Уповать на массовое знакомство с ним, скажем, пятнадцатилетних уж точно не стоило: готов спорить, что купившим билеты на второй «Служебный» — ну, многим из них — имя Анастасии Заворотнюк на постере говорило в пользу фильма больше, чем поставленная там же печать «основано на реальном шедевре». Рассчитывать на способность сиквела затащить в залы возрастную публику тоже было бы глупо: она так обожглась на второй «Иронии», что, едва получив уведомление о новой готовящейся акции, тут же забилась бы в угол.
Павел Воля в роли Вадика и Лия Ахеджакова в роли Верочки
Значит, ремейк. За него говорил и успех ремикса магистральной темы Андрея Петрова в музыкально нетребовательных клубах года два назад: публика плясала под это довольно бодро. В общем, история предложения, от которого не смог отказаться Эльдар Рязанов, выглядит достаточно ясной. Да и что ему отказываться, если он сам таким занятиям не чужд и недавно своими руками сделал с «Карнавальной ночью» то, что сделал.
Не брошу камня в классика и — после ухода Эмиля Брагинского — единственного владельца волшебного сюжета: это его драгоценное хозяйство, и пускай как хочет, так им и распоряжается. А всё же интересно: разрешение на повторную обработку «Служебного романа» он продал на корню или оговорил право вето в пиковой ситуации? И если всё же оговорил, то с лёгким ли сердцем позволил Оле Рыжовой, позабывшей про авоськи и розочки, выдать стриптиз на столе перед Юрой Самохваловым, утомлённым солярием?
Согласен, доставучая пискля из первоисточника, упорно загонявшая в угол бывшего ухажёра, тоже была особа не из приятных — несмотря на все попытки авторов выдать её за страдалицу с Беллой Ахмадулиной в сердце, сюжетно подыграв ей самохваловской подлостью. Но всё же швырять на рабочем месте бюстгальтер и стринги в воздух — это
Так вот, возвращаясь к занимающему меня вопросу: знал Рязанов про стриптиз и ролевые игры в новом сценарии или нет? Скажете: левый вопрос. Скривитесь: нашёл, тоже, чем интересоваться. А чем ещё интересоваться? Зона интереса (попади это словосочетание в фильм — непременно означало бы эрогенную зону;
Светлана Немоляева в роли Рыжовой и Анастасия Заворотнюк в роли Рыжовой
Первый и любимый «Служебный роман» талантливо и успешно закрывал наши глаза на два могучих допущения, которые в смысле социальной неправды ни в какое сравнение не шли с чудной вольностью вроде высокого кабинета с выходом на крышу или на веранду — в общем, на
Людмила Прокофьевна Калугина, занимающая в тридцать с хвостом (а то и без хвоста, ведь она здесь не первый год руководит) такое кресло, не имела ни малейшего шанса оказаться хрупким хрустальным цветком в грубом матерчатом футляре. Любой, кто
Второе допущение — счастливый финал: любовная возня на заднем сиденье «Волги» и
Парадокс, однако, в том, что две большие неправды, окольцевавшие сюжет
Марат Башаров в роли Самохвалова и Олег Басилашвили в роли Самохвалова
Только в нервном запале можно утверждать, что у Рязанова в 1977 году вышел кинематографический шедевр вровень с «Берегись автомобиля». И рядом не лежало. Но в его «Служебном романе» можно дышать и хочется бывать — почти по анекдоту про эмигранта и
Авторы перелицовки наладили, казалось бы, более тесные отношения с социальной правдой, чем Брагинский и Рязанов. Решить «вопрос Калугиной» им было легче: в «лихие девяностые», которыми, кстати, юных адресатов нового фильма морочат не меньше, чем «благословенным застоем», Людмила Прокофьевна запросто могла сделать
С «вопросом Самохвалова» посложнее. Подробно повторив знаменитый финальный пробег и отъезд из первого фильма, «Служебный
Светлана Ходченкова в роли Калугиной и Алиса Фрейндлих в роли Калугиной
Однако шут с ней, с этой неправдой, даром что она примечательная. И наплевать на мелочи вроде пустынной Фрунзенской набережной в утренний час пик или не заводящегося «бентли» (понятное дело: не получилось раскрутить дилеров на бабло за product placement — и поставили им имиджевую подножку, будут в следующий раз знать, как жадничать).
Главная и непоправимая беда — тот мёртвый пластик насыщенных цветов, из которого конвейерно собрано здешнее пространство как бы жизни. В прежнем фильме живая внутренняя реальность отменяла все неправды жизни как несущественные — а тут никакая локальная правда не способна оживить вселенскую мертвечину. Если такова была сознательная стратегия авторов фильма про служебный роман в наше время — вот, мол, оно, наше время, на вкус и ощупь, — то да, у них получилось. Время, вперёд.
Это время не видит никакой проблемы в карьерной корысти. Наоборот, видит в ней доблесть: нынче детишки, как показывают соцопросы, почти поголовно нацелены на хлебную государственную службу. Вот и любовная предприимчивость безынициативного работника — на папины недалеко идущие планы Калугиной открывают глаза новосельцевские дочки — совсем не оскорбляет Мымру. Скорее, забавляет.
Этому времени не до подробностей встречного движения Новосельцева и Калугиной — их роман, как я уже сказал, отформатирован до дайджеста. Ещё смешнее этому времени причуды Рыжовой с её любовными письмами,
Это время, наконец, не для той Мымры, какой мы её помним и любим.
Владимир Зеленский в роли Новосельцева и Андрей Мягков в роли Новосельцева
Да в том, что сюжет был придуман на две открывающие друг друга — и себя друг в друге — индивидуальности: мятый Новосельцев в фильме Рязанова ярко и обаятельно индивидуален, что довольно быстро начинает там демонстрировать, а уж Калугина — что и говорить. Но это тогда. А здесь и сейчас другое время, и вот
«Служебный роман» такой встречей её не наградил, и она пребывает в растерянности, пытаясь ухватиться за что придётся. За обворожительные и глубоко личные фрейндлиховские запинки (слышать эту симуляцию неловко), за тривиально придуманную сценаристом разницу главных героев в росте (а как же, дополнительный источник смешков — круто же, когда Людмила Прокофьевна, целуясь с Анатолием Ефремовичем, приседает, оттопырив попу: реальная ржака).
Её напарник Владимир Зеленский, слава богу, в Мягкова не играет, да и вообще обаятелен своим уютным криворожским говорком, но радоваться этому говорку на протяжении полутора часов не получается. Зеленский умеет непринуждённо существовать в кадре, но, похоже, не умеет в одиночку развить характер, а помощи ему тут ждать неоткуда.
Отношения главных персонажей строятся на перевёртыше: новый Новосельцев узурпировал несколько сюжетных функций прежней Калугиной. Начальные уроки моды у
Кадры из фильмов Служебный роман. Наше время (2011) Сарика Андреасяна и Служебный роман (1977) Эльдара Рязанова
В общем, новый «Служебный роман» манифестирует мужскую активность, спасибо ему. Правда, к койке, мы все видели, Новосельцева подтолкнула Калугина, но это же был ничего не решавший толчок: все предпосылки для койки он создал сам — забрался в номер, спрятался на балконе — и той просто ничего другого не оставалось. Усугубив невысокий социальный уровень мужчины его низеньким ростом, «Новые времена» призвали его к преодолениям трудностей и мотивировали на социальные и личные победы. Это я сейчас от балды имитирую мыслительную деятельность — как имитирует «Служебный роман» чувства.
А ещё там очень не хватает Шуры. И никакой Иван Охлобыстин с его тренингами про акул её не заменит.
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко