Грустные пельмени — «Родные» в прокате
В прокате трагикомедия «Родные», сделанная при участии Жоры Крыжовникова. О своих впечатлениях, увы, со спойлерами рассказывает Василий Степанов.
Ранним летним утром где-то под Архангельском отцу семейства в исполнении Сергея Бурунова приходит нехитрая мысль, вынесенная на постер: жизнь скоротечна — так что праздновать нужно каждый миг. Чтобы поделиться этой своей «эврикой» с семьей, папа будит и собирает во дворе жену в исполнении Ирины Пеговой, двух взрослых сыновей — патриота-Борю (Никита Павленко) в майке с Бодровым-мл. и айтишника-Саню (Семен Трескунов1) с невестой Соней (Катерина Бекке), а также дочку в наушниках (Монеточка2). Правда, в комплекте с радостным открытием идет новость трагическая — как гром среди ясного неба, спойлер, спойлер, спойлер: папа серьезно болен. Маме приходится отложить лепку пельменей, Боре — игру в волейбол, Сане — отменить билеты в Канаду, куда он собирается переезжать с Соней. Вместо этого все забираются в видавший виды фольксваген, чтобы исполнить папину мечту — поучаствовать в Грушинском фестивале с песней про «грустные русские оладушки».
«Лёд-2» — Под ногами Петрова
Уже на стадии питчинга «Родные» выглядели как стопроцентный народный хит. Роуд-муви от создателей «Горько!» (сценарий Жоры Крыжовникова и Алексея Казакова). Да с Сергеем Буруновым, который хочет драть глотку на изгибе гитары желтой, и с Монеточкой2, которая тут трогательно пародирует саму себя. Казалось, чего еще желать? В подтверждение амбиций трейлер «Родных» украсила песенка: «Папа считает, что Крым не наш, я говорю, что наш». Профессионального интереса к фильму добавляло участие в проекте Ильи Аксенова (за его плечами «Квнщики» и сериал «Мир, дружба, жвачка») — ему достался пост режиссера-постановщика. Вот только зачем? «Родные» — проект насквозь продюсерский, продуманный и расчетливый, за постановщика здесь драматургические схемы, хорошо отработанные в рамках вселенной ТНТ и предыдущих фильмов Жоры Крыжовникова. Прежде всего, конечно, вспоминается его «Лед-2», который продвигали как фильм про любовь, а в кинозале зрителю пели про голоса детей и колесо сансары.
«Родные», в названии которых проступает «Родня», в отличие от великого фильма Никиты Михалкова зримо лишены конфликта, из всех реакций предлагают разве что умиление
«Родные» в своем ролике обещают смешливый локальный «евротрип» в сторону русского юга, неплохой вариант карантинного туризма. Но, как выяснится позднее, волжские просторы — малая родина главного героя. Так что готовьтесь к встрече с прошлым в виде обоссанного подъезда саратовской пятиэтажки, могилы матери и отцовского кителя. Фигура отца, отставного, 72-летнего офицера ГРУ (в исполнении Сергея Шакурова) — для «Родных» становится точкой сборки. Разболтанный коллектив родственников под управлением Бурунова, обретает какую-то связность в ходе знакомства с дедушкой (тот тоже лепит пельмени) и переосмысливает свою семейную общность при виде звезды Героя Советского Союза и еще дюжины наград на его парадном мундире. Тут даже Монеточка2 не может сдержать восторги — какая хорошая летучая мышка на эмблеме! Но та ли это общность, о которой мы мечтали? Единение под стягом главного разведуправления в ореоле секретных подвигов по устранению госугроз. Прекрасно, конечно, что дедушка жив-здоров и варит варенье из костяники с видом на речку из детства и под гигантской плазмой, но хотелось бы и еще каких-то подвигов, иных достижений, которые способны слепить воедино, словно пельмень, наш национальный проект. «Родные», в названии которых проступает «Родня», в отличие от великого фильма Никиты Михалкова зримо лишены конфликта, из всех реакций предлагают разве что умиление.
Кстати, о пельменях, которые еще «Москва» Сорокина и Зельдовича и «Кислород» Вырыпаева превратили в символ всего неискоренимо русского. Линию прокрученного в мясорубке, слепленного, замороженного, а затем разваренного авторы «Родных» дотягивают до финального акта — вдруг вспоминая о мультикультурности нашей большой страны: отмычав на грушинской сцене, Бурунов оказывается наедине с гигантским блюдом, наполненным бурятскими буузами. Буузы, пельмени… какая разница? Мы все — одно. Было бы смешно, если бы вальяжная апроприация не была главным художественным приемом «Родных». Бесконфликтный мелодраматизм («папа — мудак, но он умирает, и вообще, у нас все — свои» — это, знаете ли, не конфликт), крепленый стереотипными «ай-люли» работает как пылесос, поглощая без остатка весь разнородный русский мир. Тут тебе и монастыри, и бабка-знахарка, и бытовой антисемитизм, и БГ, и «Иванушки Интернейшнл», и балабановский «Брат», поговорки из которого без всякого смысла выкорчевывает из контекста сын Боря: поживешь подольше — увидишь побольше, любишь медок — люби и холодок… Нагляднее всего эклектичность предлагаемой авторами фильма общности демонстрирует саундтрек, который помимо экзерсисов Монеточки2 и «Ласкового мая» включает группу «Крематорий» про Катманду, Олега Митяева («Как здорово, что все мы здесь…») и «Гуд бай, Америку» в тот самый момент, когда роуд-муви поворачивает в сторону от столицы России к Саратову. Русское ухо переварит всё, даже дорожное радио.
1 Актер Семен Трескунов в 2024 внесен Минюстом РФ в список иностранных агентов.
2 Певица Монеточка в 2023 году внесена Минюстом РФ в список иностранных агентов.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо