«Все помешались на стримингах, и это нормально»
До 30 июля принимает заявки Moscow Film Accelerator, своего рода творческая лаборатория для авторов и продюсеров сериалов. Мы попросили Ирину Сосновую, Ивана Гродецкого и Евгения Гиндилиса рассказать о том, чего они ждут от участников проекта и что меняется в индустрии прямо сейчас.
Ирина Сосновая
Продюсер и шоураннер (START)
Чего мы ждем от участников? Смелости, бескомпромиссности и наглости делать то, что все остальные боятся или считают невозможным. Самая большая проблема индустрии — усталость, алчность и самоцензура творцов. С точки зрения навыков, хочется, чтобы у команд было представление о том, как работает производство, умение писать лаконичные тексты, а не «графоманить», понимание азов маркетинга.
Мы как стриминг-площадка не чувствуем на себе цензуры. Если говорить о самоцензуре, я как правило опираюсь на собственные ценности и принципы. Каждый проект занимает несколько лет жизни, и сразу нужно для себя решить, хочешь ли ты потратить свое время, внимание и энергию на это? Для меня это самый главный ориентир. Можно ли это назвать самоцензурой? Мне кажется, нет.
Чтобы выдерживать эту конкуренцию, нужно делать продукт международного уровня, но с учетом российских реалий и бюджетов.
Конкуренция в любой сфере ведет к развитию, и в индустрии кино и сериалов тоже. Изменений очень много. Прежде всего, отношение к российскому контенту — и у зрителей, и внутри индустрии, и у международных партнеров. Это произошло в связи с бумом отечественных платформ, которые теперь конкурируют за внимание аудитории не только между собой, но и с международными стримингами, такими как Netflix, Amazon, Apple TV+. Чтобы выдерживать эту конкуренцию, нужно делать продукт международного уровня, но с учетом российских реалий и бюджетов. Наконец это стало получаться. Подтверждение тому — многочисленные успешные сделки мировых компаний с российскими.
Иван Гродецкий
Генеральный директор Premier
Все помешались на стримингах, и это нормально. Помимо комфорта просмотра, удобства, безопасности и системы рекомендаций, позволяющей сократить время поиска, видеосервисы могут позволить себе большую вольность: тестировать новые формы контента, пробовать острые темы, открывать зрителю непривычные форматы и вообще быть смелее. Я считаю, это дает абсолютно новые возможности для молодых кинематографистов, которые теперь могут показать свое свободное высказывание не для зала на десять человек, а для многомиллионной аудитории.
Мы ежедневно наблюдаем, как развитие стримингов трансформирует всю киноиндустрию. Сокращаются, а иногда и вовсе отсекаются цифровые окна, сервисы конкурируют между собой не только за право показывать чужой контент, но и за отдельных создателей, голливудские студии создают свои собственные платформы.
Что касается конкуренции, мы идем по своему пути — создаем стабильно качественный оригинальный контент как с нанятыми творческими командами, так и своими силами. Повышаем уровень экспертизы в производстве и закупке фильмов, сериалов, анимации, расширяем контентное предложение.
Цензура, к сожалению, присутствует в нашей индустрии, ее становится все больше.
Евгений Гиндилис
Продюсер
От тех, кто делает свои первые проекты, я жду ярких и неожиданных идей. Для меня главным критерием является оригинальность проекта. Очень важна целеустремленность и готовность продолжать учиться в процессе работы.
Цензура, к сожалению, присутствует в нашей индустрии, ее становится все больше. Приоритетная поддержка государством одних проектов и отказ в финансировании или выдаче прокатных удостоверений других проектов дает четкие сигналы, что приветствуется, а что нежелательно. С другой стороны, за последние годы у нас сформировался сегмент независимой документалистики, где возможности свободного высказывания гораздо шире. Тем, кто сегодня выбирает для себя независимое кино приходится проходить сложный и долгий путь поиска финансирования своих проектов в отсутствии какой-либо поддержки со стороны государства. Что касается лично меня, то я руководствуюсь только своими собственными внутренними представлениями и стараюсь браться за те проекты, которые иначе могли бы не состояться из-за цензурных или иных ограничений.
Появление стримингов и бурный рост интереса к новому контенту, в том числе к документальному, конечно, дает мощный стимул для развития индустрии. Это, в свою очередь, привлекает в индустрию новые силы и новые ресурсы. Я надеюсь, что за ближайшие годы мы увидим качественные изменения.
В то же время, я вижу и другую сторону этого процесса. Стриминги очень быстро превращаются в аналоги федерального телевидения, со всеми сопутствующими ему пороками и ограничениями. Но, конечно, жесткая конкуренция между платформами дает возможность запуска большего количества проектов, а в результате — большего предложения для зрителя.