Фильм

Голову рекою обернуть — «Моди» Джонни Деппа

В прокате «Ленфильма» байопик Модильяни, который когда-то собирался снимать Аль Пачино, а сниматься в главной роли должен был Джонни Депп. В результате Депп стал постановщиком, а Аль Пачино сыграл роль второго плана. О том, каким оказался результат, рассказывает Сергей Синяков.

«Что с рукой?» — интересуются знакомые у художника Модильяни. Ладонь в крови и битом стекле, и с шампанским в ведерке. «В „Куполе“ позавтракал», — отвечает бедовый гений, чье позднее, но энергичное утро стартовало в гламурном Café Dome дракой с генералом и последующим марш-броском на улицу через витрину. Теперь Амадео разыскивает полиция, хорошо бы свалить из города, но денег нет, и надо держаться: через три дня на картины пообещал взглянуть коллекционер Морис Ганнат.

Мастер с шедевром отправляются нащупывать каждый свое дно

Мецената-магната Ганната с неброским бронзовым блеском играет Аль Пачино. Полвека назад актер купил права на экранизацию пьесы «Модильяни» и пристреливался к главной роли. Не срослось, и в девяностых он подумывал уже о режиссуре, а сыграть Амадео звал Деппа. Не срослось, и вот Депп вернул старшему коллеге алаверды. Сам взялся за постановку, а Пачино предложил выход циничного (но с нюансами) хрыча, в силах которого поддержать Модильяни на плаву или подтолкнуть его, падающего, дальше вниз в житейскую пропасть.

«Моди: Три дня на крыльях безумия». Реж. Джонни Депп. 2024

Малоприятный дед, к его чести, выбирает третий путь. Раскатав художника как живописца, он превозносит Амадео как скульптора и предлагает астрономическую сумму за каменную женскую голову. Моди (в переводе с французского — «проклятый»), даром, что недавно хотел переквалифицироваться в ваятели, гордо отказывается, после чего мастер с шедевром отправляются нащупывать каждый свое дно. Модильяни в бараки Монмартра, а дорогущая голова — с моста в Сену (где ее и по сей день ищут и не могут найти водолазы).

Модильяни в итоге играет — и играет убедительно — итальянец Риккардо Скамарчо (три года назад успешно перевоплотившийся в Караваджо). На правах реплики в сторону: идеальным попаданием, судя по сохранившимся фото прототипа, был бы Хоакин Феникс. С артиста сталось бы, изобразил же недавно без комплексов и цифрового омолаживания юного Наполеона в «Наполеоне» (да и красавец Амадео, по отзывам, в поздний период выглядел сильно старше своих лет). Но «Моди: Три дня на крыльях безумия» — берлога для одного медведя, и медведь этот Джонни Депп.

Вместо Смерти возникает привидение родом из прошлого

В режиссерском дебюте Деппа, славном и туповатом «Храбреце» 1997 года, тоже балладе про любовь, обреченность и деньги, торчали, навскидку, ушки Джармуша и Кустурицы. Новый фильм стартует цирковой (багет против сабли, галоп по сервированным столам, мелодия из «Розовой пантеры») дракой в физкультурной стилистике «Пиратов Карибского моря», которая сценой позже отливается горловым кровотечением. В дальнейшем слово все увереннее берет товарищ Гиллиам. Трехдневные маневры Модильяни, всё, как Борщов, успевающего и проваливающего — бескомпромиссные страх и ненависть в Париже, алко-наркотический трип. Забористость продукта, что по нынешним временам очень понятно, по мере сил нивелируют прокатчики: внятный на оригинальной дорожке вопрос про гашиш деликатно переводится как «Закурить есть?»

«Моди: Три дня на крыльях безумия». Реж. Джонни Депп. 2024

Употребление всего, что движет, размазывает героя по бульварам и окатывает контрастным эмоциональным душем. Только что, пригубив вина с мухоморами, играл как человек с любовницей (Антония Деспла) в корриду ночью на погосте, а вот уже остаешься одинешенек с тенью Смерти в маске чумы. Периодически вместо Смерти возникает привидение родом из прошлого — художник в детстве, ангелический постреленок, яркий образ которого со здоровой пиратской наглостью авторы слямзили из байопика «Модильяни» 2004 года.

Депп авторских сверхзадач перед собой не ставит

Самые живописные призраки навещают бедолагу Моди группово — свежие мертвецы из окопов. Висельное веселье разворачивается на фоне Первой Мировой, ночное небо над городом кроят прожекторы ПВО, а записаться на войну — хороший способ разрулить проблемы с законом, который рекомендует Модильяни его друг Морис Утрилло (Брюно Гуэри). Утрилло пустыми словами не ограничится, сам и пойдет в военкомат — но не возьмут с рекомендацией протрезветь. Жандармы, кстати, за Моди из-за давешней витрины с генералом особо и не гоняются. До витрин ли, когда бомбы разносят заведения целиком, и, сколько не старайся следовать совету возлюбленной «в безумном мире художнику следует себя вести только безумно», спятившую реальность не переплюнуть.

Помимо Беатрис Гастингс, поэтессы, журналистки, музы и мастерицы по части скоординировать путь к цугундеру, ближний круг героя составляют упомянутый Утрилло и Хаим Сутин (Райан Макпарланд), выступающие в основном комическим дуэтом. Оба, по монпарнасскому счету, как минимум равновелики боевому товарищу хоть в таланте, хоть в невменяемости. Но для поп-байопика обреченный красавец Моди, конечно, аппетитнее, чем годами не мывшийся Сутин, который, облепленный мухами, пишет в запертой мастерской гниющие коровьи туши. Киногеничность специфическая, и снять фильм про Сутина — кстати, о мухах и не только — в идеальном мире, вероятно, мог бы покойный Балабанов.

«Моди: Три дня на крыльях безумия». Реж. Джонни Депп. 2024

Депп авторских сверхзадач перед собой не ставит, видит в Модильяни свояка и выписывает полотно широкими мазками и яркими красками. Рассказывая про жизнь беспредельщика, который на вечеринке, согласно мемуарам, плескал в рождественский пунш керосину, чтоб бодрее пылало, можно не опасаться переперчить. Встречайте «Моди» — тот не чтобы распространенный случай, когда портрет странным образом тождественен модели. Фильм яркий, избыточный, стремительный, трагический, гротескный, между заземленной логикой и красотой жеста уверенно выбирающий второе, едва ли коммерчески успешный.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: