Фестивали

ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.3

Как пить правильно? Отвечают суровые скандинавские мужчины. Как правильно жить после демобилизации? Отвечает французская классика из 1960-х. Владислав Шувалов продолжает рассказывать о фильмах, увиденных на ММКФ.

Тему мужчин на грани нервного срыва после «Города мечты» подхватила датская драмеди «Еще по одной». Фильм включен в программу «Фильмы, которых здесь не было», хотя, несомненно, конкретно этот скоро будет, (прокат ленты Томаса Винтерберга начнется в России с 12 ноября). Групповой портрет неудачников, раздавленных чрезмерной социальной трезвостью, на прошлой неделе был отмечен «Серебряной раковиной» на МКФ в Сан-Себастьяне.

«Еще по одной». Реж. Томас Винтерберг. 2020
«Еще по одной» — лишь в чем-то справедливая карикатура на мужчин, которые не умеют пить, но при этом усердно ищут повод.
ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.1 ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.1

По сюжету четверо мужчин, учителей средней школы, издыхают от пустоты скандинавского изобилия. Их покинули мечты, разлюбили жены и не уважают ученики. Изголодавшиеся по полнокровной жизни мужчины под видом научной концепции о поверке действия алкоголя на подъем творческого самочувствия, но главным образом, чтобы окончательно не сойти с ума от нормированной европейской сытости, срываются в запой, как в солдаты в самоволку, очертя голову и покуда позволяет здоровье. Наращивание дозы, повышение крепости и путаница в напитках задают ритм. Впереди неотвратимое наказание. Оживляет игровой сюжет включение хроника, в которой лидеры мировых держав (Макрон, Меркель, Клинтон, Джонсон, а также — Борис Николаевич и Леонид Ильич) либо квасят, либо оказываются перед объективом в состоянии подпития. Скандинавские алкоголики берут пример с исторических личностей и энергично тренируются, повергая зрительный зал в восторг. Сюжету предписан акт ложного узнавания, когда зритель идентифицирует себя с героем, наблюдая собственные слабости в экранном отражении как достоинства. Сентиментальная драма высвечивает скромное обаяние маскулинности, которая в прогрессивном датском королевстве оказывается заложником «новой этики» и востребует художественную защиту в свой адрес. Хотя с другой стороны, «Еще по одной» — лишь в чем-то справедливая карикатура на мужчин, которые не умеют пить, но при этом усердно ищут повод.

«Прекрасная жизнь». Реж. Робер Энрико. 1963

Сеансом для посвященных киноманов стартовала ретроспектива французского режиссера Робера Энрико. В полнометражном игровом дебюте «Прекрасная жизнь», демобилизованный после службы в Алжире солдат спешит в Париж, исполненный надежд на долгожданную гражданскую жизнь в городе вечного праздника, веселья и красоты. Солдата дождалась девушка, молодые поженились, и теперь главный герой Фредерик подрабатывает фотографом то тут, то там. Он едва сводит концы с концами, но копит на свою квартиру, подтверждая реноме жовиального француза. Словно из подсознания в эту «прекрасную жизнь» вторгается хроника военных парадов, от Москвы до Парижа, кадры стычек протестантов с полицией от Токио до Лондона. Пока Энрико снисходительно демонстрирует мещанский быт молодой семьи, к герою летит новая повестка. Взрывной антивоенный фильм, удостоенный в 1964 году приза Жана Виго, в свое время так и не дошел до экрана: на парижских улицах взлетают в воздух автомобили, начиненные взрывчаткой, полицейские патрули устраивают унизительные досмотры горожан и проверки документов по условиям будто военного времени, по городу шествуют мирные и не очень демонстрации, облавы с депортациями и арестами.

ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.2 ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.2

Кажется, Фредерика все это не касается. Но посреди ночи он вскакивает от кошмаров армейских воспоминаний. Сентиментальные сценки парижской жизни сплавлены с безжалостной хроникой гитлеровских концлагерей, за кадром звучит голос: не спятили ли те, кто требует продолжения театра военных действий? Кинотеатры не были готовы прокатывать удушающе депрессивную ленту дебютанта — отреставрированный вариант был выпущен лишь в этом веке. Фильм попадает в нерв нового времени, травмированного бунтами, войной, террором, разгулом военщины: Робер Энрико снимает свой первый полнометражный фильм как последний, накал пессимизма и несправедливости создает апокалиптическое ощущение, мир 1963-го будто находится на грани самоубийства.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: