Фестивали

ММКФ-2020 — Дневник фестиваля. Вып.1

Сегодня открывается Московский международный кинофестиваль. А фестивали в 2020 году стали такими редкими, что «Сеанс» решил обратить на столичный праздник кино особое внимание и будет публиковать у себя на сайте фестивальный дневник Владислава Шувалова.

Первой новацией, ожидавшей аккредитованную московскую публику, стала цифровизация сервисной службы по бронированию билетов. В прежние годы билетная касса для прессы и гостей работала по старинке с бумажными билетами. Нежелание стоять в часовой очереди за пригласительными билетами, зато с указанным в билете гарантированным местом в зале, компенсировалось возможностью пройти вовсе без билета на свободные места в партере, что приучило аккредитованных зрителей к известной свободе. При этом хождение по кинозалу людей с бейджиками на шее, вне зависимости от того начался фильм или вот-вот закончится, раздражало всех.

«Врата в рай». Реж. Дживан Аветисян. 2020

Завсегдатаи ММКФ, не бывавшие на других подобных мероприятиях, испытали от новых правил легкий шок. Теперь бронирование билетов производится через личный кабинет на сайте фестиваля. Старт бронирования зависит от уровня аккредитации. При входе в кинозал производится считывание кода с аккредитации (в правилах он называется — пригласительный билет). В случае неявки снять бронирование необходимо не позже чем за два часа до сеанса; если это не сделать три раза подряд — действие аккредитации приостанавливается. Об этом под расписку предупреждает служба фестивальная аккредитации.

Благодаря событиям ковидного года, ММКФ, кажется, получил шанс стать чуть ближе к фестивалям первого порядка.

В этом контексте на требования о масках и перчатках никто уже особого внимания не обращает. Печально, конечно, наблюдать конец разгульной вольницы для аккредитованной публики, но нельзя не признать, что конец этот давно наступил повсюду и, в общем, соответствует духу эпохи. Разрешение на цифровой надзор под видом безопасности получено повсеместно — и нет смысла расстраиваться. Кроме того, возможно, с новыми инструментами фестиваль получит точную статистику посещений: кто и на какие фильмы ходит, а какие — игнорирует. И в этом смысле цифровизация ММКФ настолько же похвальна, сколь и неизбежна. Благодаря событиям ковидного года, ММКФ, кажется, получил шанс стать чуть ближе к фестивалям первого порядка, который по традиции у нас называют классом «А».

«Врата в рай». Реж. Дживан Аветисян. 2020
Федеральный фестиваль является частью имперского сознания, и из этого вытекает многое остальное.

Не успев начаться, фестиваль попался на скандале. Организаторы ММКФ исключили из внеконкурсной программы фильм армянского режиссера Дживана Аветисяна «Врата в рай», посвященный событиям в Нагорном Карабахе 1990-х годов. Информация, опубликованная на «Эхе Москвы», моментально получила политическую окраску и разлетелась по соцсетям. Дирекция фестиваля в лице программного директора Кирилла Разлогова объяснилась в том ключе, что организаторы перестраховались во избежание эскалации напряженности в столице: между армянами и азербайджанцами. Последовала череда домыслов и обвинений. Можно сказать, в ситуации, когда карты спутаны пандемией, сложно было придумать более удачный инфоповод для привлечения внимания к ММКФ, о котором за один вечер рассказали буквально все российские информагенства.

«Врата в рай». Реж. Дживан Аветисян. 2020

В начале гоголевского «Носа» звучит историческая фраза: «Но Россия такая чудная земля, что если скажешь об одном коллежском асессоре, то все коллежские асессоры, от Риги до Камчатки, непременно примут на свой счет. То же разумей и о всех званиях и чинах». Федеральный фестиваль является частью имперского сознания, и из этого вытекает многое остальное. Дело не в только принудительных злоключениях отдельного фильма — армянского или азербайджанского. Важнее осознание презумпции договора над сиюминутными импульсами. Приверженность верховенству права не позволяет снимать с фестиваля приглашенный фильм (какими бы благовидными ни были мотивы). А политический мотив — самый смрадный, — ускоряет поток информации во всех направлениях. Чувство попранной политической правоты взрывает ситуацию. Людям в организации фестиваля, конечно, не надо этого объяснять, тем более, в манере нотаций. Тем не менее, случившийся скандал может сослужить фестивалю даже добрую службу — по крайней мере, не замешанным в этом решении сотрудникам. Моментальная огласка скандала транслирует недопустимость применения имперских инструментов в постколониальном мире. А фестиваль, даже федеральный, живет именно в современном открытом мире, даже если кому-то этого не хочется.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: