Берлин-2016: Ночной выпуск с Джеффом Николсом
Ночной выпуск. Реж. Джефф Николс. 2016
Джефф Николс вернулся на фестиваль, который был первым в его карьере: в 2007-м он приезжал в Берлин с дебютом Shotgun Stories. В этом году в основном конкурсе Берлинале его Midnight Special — мистика с Кирстен Данст, Майклом Шенноном и спецэффектами образца 2005 года. Чего только ни простишь независимому кино, если оно обещает прикрыть пустоту, образовавшуюся после того, как понесло Шьямалана.
Midnight Special — мрачная погоня длиной в четыре дня. Мальчугана Алтона Майера Рой крадет у отчима родной отец — Рой (Майкл Шеннон). Вместе со старым товарищем Лукасом (Джоэл Эдгертон с убедительным техасским акцентом) они уносят ноги на Chevrolet Chevelle. Куда — известно лишь Алтону. Передвигаются только ночью — у парнишки обостренная фоточувствительность в придачу к нескольким не самым фотогеничным суперспособностям: умению ловить радиоволны и испускать из глаз лучи, способные сделать его последователем каждого, кто испытает их на себе. Дело доходит и до сектантов, считающих, что ребенок передает послания от Бога: родители Алтона состояли в религиозном братстве «Ранчо», и несущий божественный месседж (набор двузначных цифр — чем не послание свыше?) мальчик был усыновлен лидером группы, откуда Рой и выкрал Алто. У федералов, правда, другой интерес: по их мнению, Алтон ловит военную информацию, а это уже угроза национальной безопасности. В общем, напрашивается погоня. Преследователи будут появляться и бесследно исчезать, обрывая сюжетные концы. В оправдание такой преступной халатности можно возразить, что Николс просто полагается на воображение зрителя, которое, как известно, может и до паранойи довести. Если можешь персонифицировать страх — сделай это, — и Николс погружает нас в непроглядную ночь, где видны одни лишь враги. Постоянный оператор Николса Адам Стоун, с которым они неразлучны еще со времен киношколы, подстать Алтону выбирает пленку высокой светочувствительности, чтобы выхватить из темноты заправку, комикс или хмурые лица. Неоценимый вклад в общую атмосферу мистической безнадеги вносит и композитор Дэвид Уинго, знаменитый, в частности, коллаборациями с группой Explosions in the Sky. У Николса взрывов в небе тоже будет достаточно.
И все-таки не покидает ощущение, что ты смотришь затянувшуюся серию X-Files, и дело не только в бедноте спецэффектов. В очках Малдера появляется Адам Драйвер, пытливый ботанистый агент национальной безопасности (как раз отдел, отвечающий за радиотехническую и электронную разведку), который просто хочет верить, хотя сначала и видит в Алтоне оружие. Скалли только не хватает. Единственный женский персонаж — недостаточно прилежная мать (Кирстен Данст) — так и остается на периферии, даже когда попадает в самую гущу событий. Николс настаивает, что ни она, ни Рой не совершают героических поступков — они просто спасают своего ребенка. Другое дело Лукас, который вслед за персонажем Драйвера ближе к финалу начинает верить в мальчика — он точно знает, куда им нужно идти, и не разочарует даже самых скептически настроенных взрослых.
Читайте также
-
Движение вниз — «На этой земле» Ренаты Джало
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари