Призовой расклад — Послесловие к «Маяку»
Всю прошедшую неделю следили за курортными новостями Геленджика — на побережье проводили премьеры скорого российского проката и вручали призы молодым авторам. О распределении наград и общих сюжетах смотра рассказывает Алена Солнцева.
Возможность человека — «Лермонтов» Бакура Бакурадзе
Жюри, которое возглавил Бакур Бакурадзе, второй год блистательно украшающий «Маяк» своими премьерами («Снег в моем дворе» в прошлом году и «Лермонтов» в этом), нарушило недавние, но вполне писаные правила, согласно которым два приза в одни руки давать не стоит. А уж с главной номинацией и вовсе совмещать ничего не положено. Но, как сказал на пресс-конференции Эдуард Гимпель, оператор и член жюри: «Когда начнете приглашать в жюри искусственный интеллект, тогда нарушений не будет, а мы, люди, всегда найдем, что изменить». В результате семь призов, которые могли бы покрыть славой почти всех участников, ушли четырем фильмам.
«Здесь был Юра» режиссера Сергея Малкина получил и Гран-при, и приз за лучшую мужскую роль, сыгранную Константином Хабенским. «Картины дружеских связей» принесли Соне Райзман звание лучшего режиссера, а Марии Карповой — лучшей актрисы. Лучшая работа оператора оказалась у Олега Лукичева, снявшего фильм «Над вечным покоем» по сценарию Екатерины Тирдатовой, тоже получившем награду. И наконец лучшим дебютом был признан «Фейерверки днем» Нины Воловой. И теперь этот ребус требуется разгадать: точно ли награды достались лучшим, и если да, то в чем они лучше?

Гран-при и лучшая мужская роль
Вот главный победитель «Маяка», дебютант Сергей Малкин рассказал, что снял фильм по истории, случившейся с ним самим. Сюжет, честно сказать, уже довольно заезженный: троим бездельникам, играющим свою музыку на случайных площадках, судьба подкидывает немолодого и в сущности незнакомого им мужчину с психиатрическим диагнозом, о котором им придется заботиться в течении десяти дней. Кого только не вспомним в связи с таким поворотом. От «Человека дождя» до сериала «Она такая классная». Разумеется, человечность восторжествует, оболтусы узнают, что такое «мы в ответственности за тех, кого нам поручили».
Хабенский играет своего бессловесного большого ребенка убедительно, но при этом так мило, что вызывает лишь сопереживание и приязнь. Кажется, что это качественное зрительское кино с редким сегодня позитивным месседжем. Но почему в таком случае авторский взгляд Бакурадзе с товарищами остановился именно на нем?
Снять жизнь так, чтобы она создала впечатление спонтанной, свободной — сложно

Дело, думаю, в стиле. При известной доле мелодраматизма, ткань фильма наполнена реальностью отношений. Молодые герои существуют как бы в ритме музыкальной импровизации, а Сергей Малкин, рассказывая о съемках, сослался на группу Kick Chill, которая звучала у него в голове в это время. Отношения между друзьями в кадре только кажутся стихийно свободными, на деле они выстроены продумано, и потому не оставляют впечатления однообразия и монотонности.
Переход от эмоциональной неосознанности к навыку распознавания чужих эмоций
Заваленная барахлом квартира тоже не создана для съемок, это реальное пространство, слегка дополненное в процессе подготовки. Снять жизнь так, чтобы она создала впечатление спонтанной, свободной — сложно. А уж встроить в нее искусственную, даже противоестественную для здорового человека пластику, особую физику, которую для своего героя сочинил и органично воплотил Константин Хабенский, — действительно задача нетривиальная. Но в фильме не возникает ощущения натужности, все полтора часа на экране пузырится молодая, активная, физически избыточная жизнь. Оба главных героя — Олег (Денис Парамонов) и Сергей (Кузьма Котрелев) раскрываются постепенно и непринужденно. Режиссеру-дебютанту удалось показать взросление в реальном его развитии. Даже не взросление вообще, а одну конкретную его фазу — переход от эмоциональной неосознанности к навыку распознавания чужих эмоций. А это в кино случается крайне редко.

Лучшая работа режиссера
Второе место в этой табели о рангах занимает фильм Сони Райзман «Картины дружеских связей». Он так же сделан в манере непосредственного отражения молодого коллективного тела, но объектом внимания стал бывший курс театрального института спустя сколько-то лет после выпуска. Один из них, самый знаменитый и успешный (его играет Александр Паль), собирается уезжать заграницу, и кажется надолго, может быть, навсегда. Проводить его приходят друзья, и бывшая девушка, роман с которой завязан на студенческих совместных спектаклях, на первых опытах сценического партнерства. Отношения без обязательств давно закончились, но что-то последнее и важное для нее в них обрывается буквально на наших глазах.
Интонацией мне этот фильм напомнил шедевр Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». В нем есть та пронзительная лирическая тоска, которую в той картине транслировала Нина Русланова, а в этой нежно вытягивает удивительная Мария Карпова. При той печали, что заполняет экран этого черно-белого, очень московского кино, зал постоянно хохотал, так узнаваемы были сцены сегодняшней жизни поколения, работающего в контакте с действительностью, к которой их точно не готовили в институте.

Лучший дебют
Ну и третье место по праву заняла картина «Фейерверки днем», которую сняла участница Лаборатории Ленфильма Нина Волова. Это тоже своего рода автофикш. Нина Волова рассказывает историю семейного загородного дома, который приходится продать, потому что фирма главы семьи разорилась. Конечно, это очевидный современный «Вишневый сад», и даже три сестры в нем есть, но чеховские мотивы не доминируют, скорее обозначают традиционность сюжета. Но главная его прелесть в другом — китайский партнер бизнесмена Виктора, как всегда убедительно сыгранного Александром Робаком, приезжает, чтобы помочь фирме выжить, а в крайнем случае получить долг. Именно через его удивление российским укладом мы рассматриваем все хозяйство — нелепый, в сущности, дом, его беспечного и обаятельного хозяина, трех девушек, в меру, но не чересчур, несчастных, и сам бизнес — торговлю люстрами.
Давно не показывали в игровом кино так точно и так ненавязчиво социальную среду и производственные отношения. Отличные работы всех второстепенных героев, чуть утрированных недоумевающим взглядом китайского друга. Ван Бин, его сыгравший, не профессиональный актер, он преподаватель экономики из Владивостока с русской женой, прекрасно говорящий по-русски. Начинающий актер мог бы даже претендовать на приз за лучшую роль — его не эффектный, но точный актерский рисунок выписан поистине каллиграфически.
Четыре фильма-победителя сложились в довольно прозрачный итог

Лучший сценарий и лучший оператор
Своего рода утешительный приз в виде наград оператору Олегу Лукичеву и сценаристки Катерины Тирдатовой достался фильму Светланы Проскуриной «Над вечным покоем», которой не заметить было невозможно, но и победить в этом раскладе он не мог. Это очень наблюдательная, отстраненная, почти что притча, о матери, чья самоотверженность и любовь к сыну приводит к полному разрушению их когда-то нормальной семьи и уютного дома. Проскурина точно почувствовала пульсирующую сегодня тему. Наделив свою героиню, соцработника Риту, внешностью едва ли не богородицы (Мария Леонова), авторы перевернули ситуацию в противоположную сторону — жертвой оказывается не ее сын, а другой. Пережить чужую беду и свою вину оказывается тяжелее, чем нести свой крест.
Космос и бурлеск — «На выброс» Константина Бронзита
Четыре фильма-победителя сложились в довольно прозрачный итог: своевременными сегодня является кино сложного художественного языка и его авторы, чувствующие форму и способные ее убедительно воплотить. Жюри, состоящее из актрисы Евгении Громовой, оператора Эдуарда Гимпеля, продюсера Сергея Мелькумова, режиссера Натальи Кудряшовой и председателя Бакура Бакурадзе совершенно очевидно оценивало не задачи авторов и не темы их фильмов. А их мастерство в области работы с современным киноязыком. Поэтому без премий остался очень славный и умный фильм Бронзита «На выброс» — при всем очевидном обаянии и интересном сюжете анимация в нем проста и потрепана коммерческим полнометражным потреблением.

Пять оставшихся картин нельзя признать проигравшими, они непременно запомнятся и займут свое место в кинопроцессе года. Конкурс короткого метра в таком аспекте становится чем-то вроде малого бассейна, из которого участники со временем и ростом переходят в большой. В этом году жюри в составе режиссера Анны Кузнецовой, продюсера Сергея Корнихина и оператора Екатерины Смолиной выбрало победителем Амета Савенко с фильмом «Игра в прятки». Картина со сложный пластическим минисюжетом: это история отношений, в которой игривое кокетство партнерши и упорное преследование ее партнером, жаждущим обладания, завершается своего рода бегством — девушка исчезает из жизни мужчины. Бегством мужчины заканчиваются отношения в фильме, отмеченным специальным дипломом — «Складки» Катерины Скакун, где уютное, мягкое и женское в своей заботе о безопасности оборачивается угрозой полного поглощения. Тоже своего рода сквозной сюжет смотра.
Читайте также
-
Маленький взрослый — 32 мультфильма с БФМ’2025
-
Замыкая круг — Заметки из «Небесного кинотеатра»
-
In Silico. На что мы смотрим — «Послание к человеку-2025»
-
Красным по черному — заметки с фестиваля «Алания»
-
Что смотреть на фестивале «Алания»? — Конкурс короткого метра
-
Что смотреть на фестивале «Алания»? — Конкурс полного метра