Канны

Срок годности до — «Май Декабрь» Тодда Хейнса

Новый фильм Тодда Хейнса «Май Декабрь» выйдет в российский прокат 29 февраля. О драме (или все-таки комедии?) с Джулианной Мур и Натали Портман и влиянии «желтых» медиа на нашу жизнь пишет Дмитрий Елагин.

Много лет назад произошел скандал: 36-летняя Грейси (Джулианна Мур) переспала с Джо (Чарльз Мелтон), 13-летним одноклассником своего сына. Спустя годы об их отношениях решают снять кино, и в дом к Грейси и повзрослевшему Джо с целью лучше понять свою героиню приезжает телевизионная актриса Элизабет (Натали Портман). Две дамы проводят много времени вместе, актриса встречается с близкими и родными Грейси, чтобы задать вопросы о событиях тех дней.

«Май Декабрь». Реж. Тодд Хейнс. 2023

Кто бы мог подумать, что Тодд Хейнс снимет комедию! Полупародийный тон ленты чувствуется уже с самой первой сцены, где героиня Мур открывает холодильник и трагическим голосом произносит, что хот-догов может не хватить для вечеринки — паузу отчаяния прерывает нарочито пафосная музыка. Хейнс, как и многие другие режиссеры нынешних Канн (от Аки Каурисмяки до Уэса Андерсона), заигрывает с выбранной темой, посмеиваясь над глупостью истории, но предлагая серьезно всмотреться в лица героев. Членов огромной и странной семьи мы изучаем вместе с Элизабет. Здесь каждый несчастен по-своему: и Грейс, выстроившая вокруг себя непроницаемый забор безразличия, и Джо, навсегда оставшийся подростком, и их легко сепарировавшиеся дети. Чересчур сильно в личные отношения Тодд Хейнс не углубляется, он вам не Бергман, и даже не Вуди Аллен (в многословии его не упрекнешь). Хейнсу достаточно пары коротких реплик и смены полутонов, чтобы за локацией дневного телешоу вдруг показался сад кошмаров и чудес. В этом саду вроде бы карикатурные герои открываются с новых сторон. Чего только стоит Джо, плодящий в саду бабочек и проводящий вечера с пивом у телевизора. А как Грейси может одной холодной фразой уничтожить собеседника и буквально в следующей сцене расплакаться из-за сущей ерунды!

Пути человека по Хейнсу неисповедимы, а прошлое нуждается не в обсуждении, но в рефлексии и реконструкции

Порой кажется, что Хейнс над своими персонажами издевается, но нет, просто они плоды телевизионной реальности, которая, по мнению режиссера, захватила и изменила как супругов, так и мир вокруг. Оба так долго жили внутри телерепортажей и сводок «желтой» прессы, что потеряли себя. Режиссер очевидным образом вдохновлялся миром американского шоу-бизнеса, не особенно изменившегося со времен бреющейся наголо Бритни Спирс, даже несмотря на декларативное потепление этического климата (прошлогодний реалити-суд Депп/Херд — чем не шоу в духе «Семейки Осборнов» или «Семейства Кардашьян»?). Медиа будто стирает детали личности, оставляя лишь черты, необходимые для маркетинга и работы. Поэтому режиссер вместе с Элизабет и устраивают своего рода ментальное расследование жизни Грейси.

«Май Декабрь». Реж. Тодд Хейнс. 2023

Странный, но отчего-то возникающий в голове референс — «Основной инстинкт». Как и герой Дугласа в фильме Верхувена, героиня Портман в фильме Хейнса реконструирует путь «злодейки», чтобы понять ее мотивацию. Доходит до почти прямой пародии: например, Элизабет «разыгрывает» постельную сцену в том самом месте, где много лет назад Грейси соблазнила Джо. Смешно ли это на самом деле — большой вопрос, но режиссер не собирается давать ответы, ему самому бы разобраться в своем отношении к придуманным им персонажам. Пути человека по Хейнсу неисповедимы, а прошлое нуждается не в обсуждении, но в рефлексии и реконструкции. Можно взглянуть на недостроенный посреди лужайки бассейн, посмотреть в зеркало или правде в глаза. И на всякий случай посмеяться. Хуже точно не будет.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: