«Как люди бога встретили» — С чего начать смотреть якутское кино?
До 30 июня продолжается прием заявок на фестиваль кино Сибири Makers of Siberia Film Festival. А мы публикуем небольшой материал, в котором член жюри и режиссер фильма «Нуучча» Владимир Мункуев рассказывает о своих любимых якутских фильмах.
«Сайылык» («Летовье»)
Реж. Анатолий Васильев. 1992
Это культовый фильм, но для довольно узкой аудитории. Кино неприметное, потерявшееся, о котором только в последние годы начали говорить. Это фильм-предтеча якутского хоррора, снятый в начале 1990-х. Все построено, разумеется, на якутской мифологии, атмосфера непередаваемая. Якутский хоррор — это отдельный жанр, очень душевный. Якутия в целом ужасно суеверное место. Это от язычества всё, и в старых якутских хоррорах этот дух хорошо был передан.
А вот то, что происходит в жанре сейчас, мне не нравится. Стало больше банальностей, жанровых шаблонов, скримеров, всё по схеме. В старых хоррорах было больше внутреннего языческого мистицизма, это не страшилки, а другое.
Фильмы объединения DETSAT
Обязательно нужно сказать про якутскую комедию. А группировка DETSAT («Дети Саха-театра») — это и есть якутская комедия. Феномен народной комедии, которая снимается за три копейки и окупается в огромных масштабах, заложили именно они. Типичный герой их фильмов — этакий деревенский Шурик, который приезжает в город, где с ним происходит тысяча разных коллизий. Самое заметное и известное в этом сегменте — серия фильмов «Кэскил», главный герой которого стал практически народным. У них были и более абсурдные фильмы, например, «Конул боотурдар» («Вольные боотуры»), где действие происходит в далеком прошлом. Но кассу все-таки делают работы на современном материале.
«Нет бога кроме меня»
Реж. Дмитрий Давыдов. 2019
Почему-то со вторым фильмом Димы Давыдова всё так сложилось, что продюсеры и те, кто занимались его продвижением, решили, что он не удался. Кино осталось незамеченным, и Дима его просто выложил в открытый доступ на своем YouTube-канале. Мне кажется, это очень сильная, честная работа, раскрывающая большого автора, яркого якутского самородка.
«Бог Дьёсёгёй»
Реж. Сергей Потапов. 2015
Сергей Потапов — режиссер «Саха-театра». Сережа достаточно известен в театральных кругах, у него есть «Золотая Маска» и все такое, но кино он тоже снимал, как и все в Якутске. «Бог Дьёсёгёй» — его, кажется, последняя картина, довольно значимая. Это документальная картина о небесном божестве, спускающемся к якутам во время празднования Нового года. С тех пор Сережа ничего не снял, и я очень жду, что он вернется.
«Ганнибал»
Реж. Иван Кривогорницын. 2018
Рок под снегом — «Молодость» Дмитрия Давыдова
Документальный фильм про якутских панков, участников группы «Хардыы». Стареющие рок-музыканты живут в деревне — их быть и жизнь показаны очень точно и без прикрас. Я Диме Давыдову показал этот документальный фильм, после чего он вдохновился и взял группу «Хардыы» в свой фильм «Молодость». В принципе, я больше всего люблю смотреть именно документальное кино.
«Выход»
Реж. Евгения Арбугаева, Максим Арбугаев. 2022
Сеанс реального — «Выход» Евгении и Максима Арбугаевых
Раз уж мы заговорили про документальное кино, нам, конечно, не обойтись без Макса и Жени Арбугаевых. У нас как-то больше говорят про Макса Арбугаева, а вот про его сестру Женю говорят меньше, хотя она очень известный фотограф. У нее много знаменитых на весь мир работ — серия про смотрителя маяка, про добычу бивней мамонта. Ее работы выставляются в музеях за рубежом. И для нее фильм, который она сделала вместе с братом и за который номинировалась на «Оскар», дебютный. Для якутского кино — это новая высота.
Якутское кино в пяти словах
«Царь-птица»
Реж. Эдуард Новиков. 2018
Это была одна из больших премьер, заметных и за пределами республики. Фильм выиграл главный приз ММКФ. Классический якутский жанр — камерная история с мистицизмом про то, как люди встретили бога.
«Феррум»
Реж. Прокопий Бурцев. 2015
Есть у нас такой автор Прокопий Бурцев. Считаю, что он прекрасный сценарист, читал его работы. Он из тех авторов, за которыми очень сложно следить — не участвует ни в какой тусовке, сидит себе и пишет для себя. По фильму «Феррум» видно, что производство было копеечное, там есть какие-то кустарные, любительские вещи, которые нужно перетерпеть. Но в то же время, по размаху замысла это что-то удивительное для якутского кино. Оно не встраивается в привычные для нас рамки, как если бы Вонг Карвай родился на Севере.
Записал Сергей Мезенов