«Мы пытаемся проявить новую действительность» — О фестивале ЛУЧ81635
В эти выходные в московском центре Вознесенского впервые пройдет фестиваль экспериментальных фильмов Луч81635. О новой волне энтузиастов в России и новом аналоговом киносмотре рассказывают Ирина Дмитриева и Арсений Занин.
Примерно полгода назад сообщество энтузиастов-экспериментаторов ЛУЧ объявил старт приема заявок с необычными условиями. Казалось, эта идея обязательно потерпит фиаско, ведь на пленку сейчас почти не снимают. Вместе с крушением советской империи исчезли все предприятия, массово изготавливающие и обрабатывающие кинопленку. И если профессиональны ещё какое-то время держались, то любители просто перешли на видеокамеры. И вот уже лет тридцать 8- или 16-миллиметровый целлулоид, кажется, безнадежно мертв.
Уже мало кто умеет снимать, а молодежи, познавшей VR, и вовсе может показаться, что пленка — это нечто очень примитивное. Тем более, когда кино можно снять, мгновенно смонтировать и посмотреть на телефоне. При желании — наложить искажающий фильтр с имитацией киноплёнки.

Энтузиасты отыскивали на барахолках старые кинокамеры и просроченную узкую плёнку
Так что даже идейный вдохновитель ЛУЧа, кинематографист Тихон Пендюрин, испытывал определенные опасения, когда доставал из долгого ящика задумку десятилетней давности: провести аналоговую лабораторию с участием непрофессиональных режиссеров. Просмотр и принятие их картин не должно быть «испорчено» профессиональными стандартами или навязанными в вузе стереотипами о том, что такое киноизображение.
Даже в государственных институтах последние десятилетия изо всех сил избавляются от пленочного наследия. И там, где у студентов еще есть возможность снимать учебные работы на пленку (и бесплатно ее проявлять) главным критерием успеха, увы, остается закаленное еще на советских отделах техконтроля пресловутое «качество изображения». Учебная работа же обычно представляет собой лишь продукт с доходчивой драматургией. По итогу и непонятно, ради чего использовать сложную технику, когда студент может снять фильм на цифру: с меньшими затратами и малыми различиями в изображении.

Но несколько таких фильмов — на грани эксперимента и нормативной студенческой работы — будут показаны в программе фестиваля. Все — чтобы найти баланс между профессионализмом и экспериментом, а также дать возможность показать себя и познакомиться друг с другом умельцам с винтажными камерами и неуемным визионерам, которые в будущем, возможно, создадут новые пленочные шедевры. Ведь главным образом фестиваль обретал свое наполнение по «сарафанному» принципу и подпитывает свои силы благодаря вот таким случайным встречам фильмов и авторов.
Все эти короткометражные фильмы исследуют природу света и киногении
Началось всё с того, что Тихон Пендюрин узнал об интереснейшем киноклубе «Laterna Magica» и объединении пленочных энтузиастов «Фотокрыжовник» в Саратове. После проведенного там мастер-класса Тихон решил использовать банку 16-миллиметрового «Кодака», которую ему подарил киновед Алексей Артамонов, и снабдить саратовцев камерой. После этого отступать уже было некуда. Чтобы простимулировать участников и друзей-кинематографистов ЛУЧ объявил даты смотра. Вместе с Тихоном над фестивалем трудились его ученики из МШНК Анна Попова и Михаил Глазырин, отвечавшие за организационные моменты и связь с киноэкспериментаторами по всей стране. А также исследователь советского любительского кино Андрей Макотинский, который мотивировал многих взяться за камеру и пробовать свои силы в пленочном кино.
И случилось чудо. Оказалось, что настало самое благоприятное время, если не для аналогового ренессанса, то хотя бы для того, что еще десять лет назад казалось немыслимым. По всей стране энтузиасты отыскивали на барахолках старые кинокамеры и просроченную узкую плёнку, учились смешивать химию и проявлять отснятое в бачках. Или же обращались за помощью к специалистам вроде Александры Жукариной, которая в своей петербургской лаборатории до сих пор сохраняет все необходимые навыки обработки.

По итогам, после некоторого отбора, где отсеялось примерно сорок процентов заявок, сформировалась насыщенная двухдневная программа. В ней нашлось место пленочным опытам из разных регионов: символическим притчам, оммажам некрореалистам, венским акционистам. Абстрактно-символические, сюжетные, рефлексирующие о кинематографе столетней давности или о том, что плёнка — самый стойкий формат сохранения памяти о человеческом образе. Картины в программе очень разные. Но все эти короткометражные фильмы исследуют природу света и киногении.
Как же чудесно, что в эпоху сплошной виртуальности находятся и возможности для заземления
Особо отмечают организаторы несколько архивных премьер советских кинематографистов. Их покажут во второй день смотра.
Первый фильм — это картина легендарного Олега Базилевича. Он руководил студией при заводе ЛОМО, который давал возможность участвовать в работе над фильмами будущим звёздам параллельного кино Евгениям Юфиту и Евгению Кондратьеву, а также их соратникам. Благодаря Андрею Макотинскому, который познакомился с Базилевичем, на фестивале состоится показ ранее не опубликованной 8-ми миллиметровой работы под символичным названием «Утраченный мир». Картина снята в конце 80-х, незадолго до того, как все народные киностудии исчезли вовсе.
Вторая картина — под названием «Мама» — будет закрывать смотр. Её снял Геннадий Карюк, оператор-постановщик, работавший долгие годы с Кирой Муратовой. Главные роли в фильме исполнили легендарные актрисы Зинаида Шарко и Нина Русланова. Картина много лет пролежала у автора в шкафу в банке, а недавно была обнаружена и бережно оцифрована. Геннадий Васильевич будет присутствовать на премьере вместе со зрителями.

Сейчас такие эксперименты точно требуют подробного разговора
Главной идеей организаторов было создать символическую связь времен между кинолюбителями прошлого и настоящего. И дать режиссерам почувствовать себя частью возрождения, которое в последние годы, кажется, начинает вновь переживать пленочная техника.
На фестивале состоится долгожданная встреча авторов, фильмов и зрителей, ради чего и происходят подобные фестивали, подобные тому, что решился принять у себя «Центр Вознесенского». За что организаторы выражают отдельную благодарность сотрудникам центра, которые будут помогать нашему смотру. Чтобы проявилась действительность и рождались планы на новые пленочные фильмы и фестивали. Ведь те, кто попробовал первый раз снять на пленку, уже не смогут остановиться. Этот формат чудесно сочетается и со старым VHS, и с цифровыми видео, снятыми буквально на мобильный телефон.
Чего греха таить, организаторы, как и сами авторы, вложив все свои силы и терпение в киноопыты, больше всего боятся остаться в пустоте. У людей может не найтись того любопытства, что заставит их прийти в выходной день смотреть пленочные фильмы неизвестных режиссеров. Наш глаз уже безнадежно утратил этот опыт. Как и простое люмьеровское удивление, восхищение от того, что «и всё-таки она вертится!».

Но как же чудесно, что в эпоху сплошной виртуальности находятся и возможности для заземления и не забывать о том, что кино — это последовательность неподвижных изображений. Кино нужно смотреть вдумчиво. И если фильм длится три или четыре минуты, то есть шанс не слишком утомиться. А после просмотра наши малоизвестные авторы могут стать для вас интересными киноэкспериментаторами. Ведь они рисковали, искали, импровизировали и не побоялись показать свои фильмы публике. На это взаправду нужно много храбрости.
Для вас мы составили иллюстрированный путеводитель по всем фильмам смотра. Возможно, это будет единственное свидетельство о фильмах и их кинематографистах. Надеемся, что мы ошибаемся. Но сейчас такие эксперименты точно требуют подробного разговора.
Смотрите каталог фестиваля «Луч81635» и приходите смотреть фильмы программы.
Читайте также
-
«Мы пытаемся проявить новую действительность» — Каталог фестиваля ЛУЧ81635
-
Роттердам-2025: «Почему загрустил, дорогой? Не надо печалиться»
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»