История

Ярославская кинофабрика Григория Либкена — Заметки резидента

Продолжаем публиковать тексты с «Резиденций» — проекта Госфильмофонда, благодаря которому исследователи кино могли провести свои научные работы в одном из крупнейших киноархивов мира. Этот материал посвящен дореволюционной кинематографии Ярославля и запутанной истории опознания нескольких фильмов.

Этот текст написан по итогам участия в «Резиденциях», летней программе Госфильмофонда. Я историк и краевед, собираю материалы по истории раннего кино в Ярославской губернии — от первых киносеансов до конца немой эпохи. Итогом должна стать серия очерков с публикацией источников, а первым толчком к теме послужило изучение музейной коллекции. В Ярославском музее-заповеднике, где я работаю, сохраняются афиши балаганов с кинематографом и программки-либретто местных кинотеатров — хрупкие и ценные свидетельства первых шагов кино в российской провинции. С 2015 года в моем резюме несколько музейных проектов, лекции, выставка про раннее кино и, наконец, участие во II Московском фестивале архивных фильмов с программой «Ярославская кинофабрика Григория Либкена». Так что знакомство с Госфильмофондом было давно желанным событием. В заявку был включен список тех материалов, с которыми хотелось поработать. Среди них досоветские фильмы ярославского производства и ранняя картина, предположительно атрибутированная как продукция или прокат кинофирмы Г. И. Либкена.

Мои заметки — это попытка поделиться впечатлениями и осмыслить один из ключевых этапов моего исследования.

Кинофабрика Либкена. Эмблема фирмы

Фильмы ярославской кинофабрики Григория Либкена

Кинофирма Григория Ивановича Либкена родилась вместе с частной российской киноотраслью в 1907–1908 гг. и погибла вместе с ней при фактической национализации осенью 1919 года. Мир раннего русского кинематографа — мир энергичных людей, авантюристов и дельцов. В этой пестрой среде Либкен был одним из самых колоритных деятелей — из мошенника-«кукольника» с уголовным прошлым он смог превратиться в пионера русского кинорынка, «фабриканта русских лент» и благотворителя. Респектабельный образ получился не очень убедительным: Либкен вел дела с размахом, но не брезговал делать это сомнительными способами. Конкуренты припоминали ему и колбасное дело, которым он занимался в Ярославле. В киноведческой литературе фирма Г. И. Либкена отнесена к числу крупных, но второстепенных коммерческих предприятий, а фильмы ярославской кинофабрики оцениваются как слабая и малохудожественная продукция.

Я не искусствовед, а историк, поэтому мои наблюдения весьма субъективны

С архивными документами по Либкену и его кинофабрике я начала работать, готовясь к музейным мероприятиям. Сердечно благодарю за поддержку этого интереса и бесценную помощь Анну Олеговну Ковалову, Петра Алексеевича Багрова, Станислава Николаевича Дединского, Ольгу Николаевну Деревянкину, Арину Николаевну Ранневу. Фильмы ярославской кинофабрики впервые, спустя 100 с лишним лет, были вновь показаны в Ярославле, а у Либкена появился собственный профиль в электронной киноэнциклопедии «Чапаев». Возвращение Либкена на московские экраны состоялось в 2022 году в программах Третьяковской галереи и II Московского международного фестиваля архивных фильмов. В каталоге фестиваля представлена уточненная информация о 10 из 14 сохранившихся картин ярославского производства1. Во время «Резиденций» за монтажным столом я досмотрела оставшиеся четыре ленты. Теперь после знакомства со всем объемом дошедших до нашего времени фильмовых материалов можно подвести некоторые итоги.

Ярославская кинофабрика была тесно связана и с московским кинематографическим миром, и с культурной средой российской провинции 1910-х гг., поэтому ее деятельность подробно освещалась и в столичной кинопериодике, и в губернской прессе. Первую попытку снимать собственные фильмы Г. И. Либкен сделал в Ярославле в 1913 году, кинофабрика появилась через полгода. С марта 1914 по июль 1918 гг. вышло около 70 игровых картин и ряд сюжетов кинохроники. Кинофабрика, устроенная в губернском городе, подальше от московских конкурентов, служила прибыльным дополнением к сети прокатных отделений по всей Российской империи. Как опытный прокатчик Либкен угадывал предпочтения публики и снимал коммерчески успешное кино в разных жанрах. Автор фундаментальной «Кинематографии дореволюционной России» С. С. Гинзбург утверждал: «Либкен ориентировался только на вторые экраны, на публику уездных кинематографов»2. Однако источники рисуют иную картину — фирма Г. И. Либкена обслуживала кинотеатры от первых до пятых экранов и в столицах, и в провинции. Путь по московскому прокатному району ярославские фильмы начинали с «Форума» и «Колизея», первых экранов Москвы. Картины ярославского производства были заметной частью досоветского проката и зрительского опыта, игнорировать их не следует.

1 Зубатенко И. Б. Ярославская кинофабрика Григория Либкена // II Московский международный фестиваль архивных фильмов 16–30 ноября 2022: каталог / Госфильмофонд России, 2022. С. 250–277.

2 Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. С. 167. Под «вторыми экранами» подразумевалась очередность проката. В рамках прокатных районов очередность проката устанавливалась по городам — от первого до пятого экрана, а в городах — по кинотеатрам.

Труппа кинофабрики Либкена. 1915
Кино и балет — Проверка на совместимость Кино и балет — Проверка на совместимость

Сохранившиеся в Госфильмофонде фильмы ярославской кинофабрики — это важные исторические источники, вне зависимости от их художественного уровня. Первое, что привлекло меня как краеведа, были документальные фоны. В картинах Либкена современники неизменно отмечали красивые ярославские виды. Киносъемки велись по всему Ярославлю: Ильинская и Сенная площади, Казанский бульвар, Волжская набережная, усадьбы и особняки на центральных улицах, слободы на окраинах. Кроме того, Либкен вывозил труппу в уездные города и Москву. В ленте «Петра Смирнова сыновья» (1915) совершенно неожиданно смотрится финальная погоня на лодках по озеру Неро на фоне Ростовского кремля — со стрельбой, в духе американского кино. Фактически некоторые фрагменты являются кинохроникой: погрузка барж на Волге (в фильме «Волгари», 1914), очередь-«хвост» за дефицитным сахаром («Мародеры тыла», 1916), ярмарочная публика, толпящаяся у аттракционов («Лучинушка», 1917). Документальные кадры из фильмов Либкена имеют особую значимость для Ярославля: на них запечатлен облик города и его окрестностей, уничтоженный артобстрелом и пожарами при подавлении антибольшевистского восстания в июле 1918 года. Тогда же сгорела и прекратила существование кинофабрика Либкена.

Картина заканчивается «русским финалом» — «человек из ресторана» умирает на руках у дочери

Безусловно, еще один пласт информации, который несут сохранившиеся фильмовые материалы, касается непосредственно съемочного процесса: подбор реквизита и костюмов, грим, устройство декораций, операторская работа, актерская игра. Просмотр картин Либкена на фестивале архивных фильмов и во время «Резиденций» оставил впечатление неровности, неоднородности их художественного уровня. Я не искусствовед, а историк, поэтому мои наблюдения весьма субъективны. Например, в тех же «Петра Смирнова сыновьях» при безнадежной слабости сценария и актерской игры видна качественная работа оператора — постановка света, интересные ракурсы, крупные планы, съемка с воды. Основу труппы составляли артисты провинциального театра, а на сезон приглашались столичные знаменитости. Нередко и для тех, и для других это был первый кинематографический опыт. Очевидно, любил сниматься и сам Либкен. Он был опознан в эпизодических ролях в четырех сохранившихся фильмах: Менеды-хан, отец персидской царевны, в «Стеньке Разине» (1914), душеприказчик в «Петра Смирнова сыновьях», пассажир на пароходе в «Царях биржи» (1916) и купец-спекулянт в «Мародерах тыла» (в последней роли особенно органичен!).

Рекламная открытка к фильму «Стенька Разин». 1914

Здесь же хотелось бы написать о фильмах и ролях, которые показались мне удачными, заслуживающими внимания. О первом фильме Либкена «Дочь купца Башкирова» («Драма на Волге», 1913) я лишь упомяну, эта картина по праву считается образцом русского стиля в раннем кино. В экранизации «Хозяина и работника» (1916) обнаружилась чудесная крошечная роль Н. А. Римского-Курмашева, сыгранная им незадолго до перехода в фирму И. Н. Ермольева: сцена чаепития в богатом доме, крупный план — работник Никита отогревается чаем, и как выразительно, со вкусом его пьет, и как держит себя, не смея сесть за стол! Другая экранизация — «Человек из ресторана» (1916) по повести И. С. Шмелева. Сценарист А. П. Воротников бережно отнесся к тексту, допустив лишь два отступления. «Человек из ресторана» в фильме гораздо старше литературного героя. Для 29-летнего артиста С. П. Гладкова эта роль стала лучшей — сдержанная манера игры, убедительно переданная осанка и походка пожилого человека, удачный грим. Картина заканчивается «русским финалом» — «человек из ресторана» умирает на руках у дочери. Еще две добротные ленты — экранизация романа В. И. Немировича-Данченко «Цари биржи» и народная драма, которая значится в каталогах под названием «Не зажигай свечи венчальной» (1917).

Молодая троекратно целует нелюбимого мужа, и на третьем поцелуе ей мерещится ее возлюбленный…

Оба фильма интересны операторской работой. «Цари биржи» начинаются со сцены на пароходе, это позволило уточнить время съемок: Либкен устроил экспедицию по Волге летом 1915 года (в каталогах фильм датирован по году выпуска на экраны — 1916). В 1915 году на ярославской кинофабрике работали два опытных оператора — Евгений Владимирович Франциссон и Станислав Зебель. Очевидно, именно у них учился операторскому мастерству художник и декоратор Петр Васильевич Мосягин, ключевой работник у Либкена. В естественном свете в «лесной глуши» на берегах Волги сняты сцены свиданий Нади и художника Коротковского. Еще одни натурные съемки: встреча банкира Столешникова и миллионера Велинского происходит в ярославском ресторане «Бристоль», их беседа на балконе снята через дверной проем, на заднем плане — Мытный рынок. Большая часть фильма была поставлена в недавно выстроенном стеклянном павильоне, где художник, вероятно, вместе с операторами создал ряд разнообразных интерьеров: рабочий кабинет в банковской конторе, мастерская художника, художественная галерея, спальня. Драматизм сцен нередко подчеркивался действием одновременно на ближнем и дальнем плане. Так снята сцена, в которой банкир Столешников узнает о своем разорении — крупным планом выделен герой, а на заднем плане, в глубине кадра, за стеклянными дверями волнуются клиенты…

«Цари биржи». Реж. Сигизмунд Веселовский. 1916

Народная драма «Не зажигай свечи венчальной» рассказывала о девице, полюбившей бедного парня и выданной замуж против воли за богатого соседа. Фильм был снят П. В. Мосягиным, единственным оператором на ярославской кинофабрике с 1916 года. Большая часть сцен разыграна на натуре, в старинном селе Иванькове Норской волости близ Ярославля. Особенно красивы и поэтичны сцены свиданий влюбленных на сельских тропинках и высоком волжском берегу среди тонких березок. Двойной экспозицией показан девичий сон (очевидный живописный источник — «Сон монашенки» К. П. Брюллова), драматические моменты подчеркнуты крупными планами и монтажом — в сцене на свадьбе молодая троекратно целует нелюбимого мужа, и на третьем поцелуе ей мерещится ее возлюбленный…

В условиях рухнувшего из-за войны заграничного проката российские кинофирмы выпускали на экраны и старые ленты из прежних запасов, и новые, снятые наспех

За монтажным столом с фильмами ярославской кинофабрики мы работали вместе с Александрой Васильевной Устюжаниной. Александра была участницей «Резиденций» 2022 года, а сейчас — научный сотрудник ГФФ. Именно она обратила внимание на то, что текст опубликованного либретто к фильму «Не зажигай свечи венчальной» не соответствует содержанию увиденной народной драмы. По Госкаталогу Музейного фонда РФ я проверила: в Государственном музее истории Санкт-Петербурга сохранился плакат к картине «Не зажигай свечи венчальной», но в фильмовых материалах не было артистов, заявленных на рекламном листе. По данным архивного дела с надписями к этой картине, она поступила в ГФФ под условным названием «По воле отца», в карточке фильма рядом с названием «Не зажигай свечи венчальной» была отставлена карандашная запись: «Другой фильм». Содержание многих картин, снятых на ярославской кинофабрике в 1917–1918 гг., неизвестно. Фильм из собрания ГФФ совершенно точно относится к этому времени, об этом говорит появление незнакомых мне лиц — съемочную команду Либкена за 1914–1916 годы я знаю по сохранившимся фотографиям. Будем надеяться, что эта картина когда-нибудь будет опознана, как и фильм, описанный в следующей заметке.

«Не зажигай свечи венчальной». Реж. Петр Мосягин. 1917

«Малюта Скуратов»

В каталогах сохранившихся игровых фильмов России среди фильмов с предположительными названиями или атрибутированных условно числится картина «Малюта Скуратов» («Жертва опричнины»): Драма, 750 м. Акц. о-во «Г. Либкен». Выпуск на экран неизвестен. Режиссер Василий Кривцов (?). Исполнители неизвестны. ГФФ. Разрозненные фрагменты.

«Малюта Скуратов». Реклама фирмы Либкена. 1914
Выяснение обстоятельств артистического пути О. Д. Оболенской поможет узнать дату и место съемки этого фильма

Действительно, в октябре 1914 года профессиональный киножурнал «Сине-Фоно» сообщал, что прокатная контора Торгового дома «Г. И. Либкен, А. Я. Брайген и Ко» (фирма стала акционерным обществом в 1916 году) приобрела негатив русской художественно-исторической картины «Малюта Скуратов, или Жертва опричнины» (700 м)3. Очевидно, что в данном случае Либкен выступал как прокатчик. В журнальной хронике и рекламе не приводилось никаких сведений ни о режиссере и студии, организовавшей съемку, ни о содержании фильма, поэтому определить этот фильм не представляется возможным. Интересно, что за неделю до сообщения о покупке Либкеном негатива «Малюты Скуратова» рижская контора «К. Стефан» единственный раз прорекламировала ленту «Царский гнев» (700 м)4. Неизвестно, была ли это повторная экранизация одноименной повести Л. А. Чарской или перепродажа и выпуск под новым названием первого фильма, снятого Московским отделением «Бр. Пате» в 1912 году (но как тогда объяснить разницу в метраже — фильм «Бр. Пате» был 560 м?). Осенью 1914 года, в экстраординарных условиях рухнувшего из-за войны заграничного проката российские кинофирмы выпускали на экраны и старые ленты из прежних запасов, и новые, снятые наспех.

Осенью 2022 года, когда я готовила тексты к фестивалю архивных фильмов, заведующая киноархивом ГФФ Ольга Николаевна Деревянкина любезно познакомила меня с фотографиями к «Малюте Скуратову». По этим материалам было ясно, что это не ярославские съемки. Частное кинопроизводство в Ярославле существовало с 1913 по 1918 гг. — здесь же рисованные декорации указывали на более раннюю постановку. Чтобы закрыть вопрос, я посмотрела этот фильм в первый день «Резиденций». Совершенно точно это был не Либкен, а ранняя историческая драма в стиле французской киностудии «Le Film d’Art». Поскольку сцены шли не по порядку, то я сделала по каждой из них записи с примерным описанием, чтобы разобраться с сюжетом, и на всякий случай заглянула в фильмографический справочник В. Е. Вишневского «Художественные фильмы дореволюционной России» (1945).

Еще один «Малюта Скуратов» значился среди фильмов 1911 года: Историческая драма в 14 картинах, 395 м. Бр Пате (и Д. Харитонов). Вып. 30/VIII 1911. Поиск по кинопериодике частично подтвердил эти сведения: «Синематографическая контора Д. И. Харитонова — 30 августа выпускаем первую нашу русскую монопольную ленту…»5. То есть сообщалось о монопольном праве на прокат в тех районах, где действовали отделения фирмы: Харьков, Киев, Одесса, Санкт-Петербург, Екатеринодар. В рекламе не говорилось прямо о собственном производстве, о фирме «Бр. Пате» также не упоминалось. Для сравнения, в объявлении фирмы Д. И. Харитонова о вышедших в сентябре 1911 года трех украинских «киноговорящих»6 картинах специально подчеркивалось: «По нашему заказу исполнены фирмой Бр. Пате и выпущены в свет…»7. Вскоре «Малюту Скуратова» начали рекламировать прокатные конторы С. Минтуса (отделения в Риге и Ростове-на-Дону) и А. В. Аргасцева (отделения в Москве, Самаре, Саратове, Пензе). Либретто фильма не обнаружено, отсутствует оно и в капитальной электронной базе дореволюционных кинотекстов, собранных научно-учебной группой «Ранняя русская кинопроза». Поэтому безосновательно было бы утверждать, что фильм из собрания ГФФ и фильм, выпущенный Д. И. Харитоновым, это одна картина — содержание харитоновской ленты неизвестно.

Казалось, на этом можно было закончить… В один из следующих дней я планировала работу с архивным делом артистки Ольги Дмитриевны Флейшер, урожденной княжны Оболенской. По данным В. Е. Вишневского, актриса Малого театра О. Д. Оболенская начала кинокарьеру в 1913 году в фирме А. А. Ханжонкова, сыграв Катерину в «Страшной мести» и Оксану в «Ночи перед Рождеством». В 1914 году она была приглашена Либкеном на съемки в Ярославль. В бумажном архиве ГФФ в фонде Веры Дмитриевны Ханжонковой сохранились письма О. Д. Оболенской, воспоминания и фотоальбом. Именно в этом альбоме на первых двух листах, неожиданно для меня, оказались… фотографии к хранящемуся в ГФФ фильму «Малюта Скуратов». Чернилами печатными буквами было подписано название и дата: 1909 г., а ниже оставлена карандашная помета другим почерком: Харитонов. Так нашлась исполнительница главной женской роли, а с Д. И. Харитоновым ясности по-прежнему не было.

Не могла ли О. Д. Оболенская служить в одном из театров Харькова в какой-либо из сезонов с 1909 по 1911 гг.? В харьковской газете «Южный край» я нашла корреспонденцию от 28 марта 1910 года с сообщением о составе труппы Н. Н. Синельникова в Харьковском городском драматическом театре на зимний сезон 1910/11 года8. Среди артисток значилась некая Оболенская, без указания инициалов. Однако в разделах «Объявления» и «Театр и музыка» ни в одном из номеров «Южного края» с августа 1910 по апрель 1911 гг. эта фамилия не встретилась. Зато известно, что в то время О. Д. Оболенская посещала московские «Курсы драмы А. И. Адашева», окончив трехлетний курс в марте 1911 года. Была ли у нее возможность гастролировать, или киносъемки прошли в Москве?

3 Сине-Фоно. 1914. № 3. С. 37.

4 Кине-журнал. 1914. № 19–20. С. 61.

5 Кине-журнал. 1911. № 16. С. 32.

6 «Киноговорящие» фильмы — особый жанр немого кинематографа, постановка этих фильмов предполагала, что их демонстрация будет сопровождаться синхронной декламацией специально написанного текста.

7 Кине-журнал. 1911. № 18. С. 39.

8 Театр и музыка // Южный край (Харьков). 1910. 28 марта. № 9949. С. 9.

Выпускники курсов Адашева. 1911

Таким образом, в настоящий момент нет достаточных сведений, чтобы точно датировать хранящийся в Госфильмофонде фильм «Малюта Скуратов» и соотнести его с фирмой Д. И. Харитонова. Определенно эта картина не является продукцией ярославской кинофабрики Г. И. Либкена. Возможно, выяснение обстоятельств артистического пути О. Д. Оболенской поможет узнать дату и место съемки этого фильма. Шанс дала бы находка программки-либретто или подробной заметки в прессе тех городов, где эта картина могла демонстрироваться.

Ориентализм по-советски: Дальний Восток в оборонных фильмах 1930-х Ориентализм по-советски: Дальний Восток в оборонных фильмах 1930-х

Последнее, о чем следует написать, это название и сюжет. По данным, указанным в картотеке Госфильмофонда, фильм поступил под условным названием «Боярская жизнь». Скорее всего, атрибуция была проведена В. Д. Ханжонковой на специальных сеансах для старейших киноработников и с помощью фотоальбома, переданного ей от О. Д. Флейшер (Оболенской). Весьма вероятно, что Вера Дмитриевна узнала и сюжет — фильм был поставлен по мотивам популярного в свое время исторического романа «Малюта Скуратов» Николая Эдуардовича Гейнце (1891). Ниже приведена аннотация фильма, сохранившиеся сцены описаны последовательно.

«Малюта Скуратов». Фото из альбома Ольги Флейшер (Оболенской)

Князь Василий Прозоровский благословляет своего воспитанника Якова Потаповича и отдает ему золотой нательный крест — так Яков Потапович узнает о том, что младенцем его подкинули в дом Прозоровского.
На пиру князь Прозоровский ссорится с Малютой Скуратовым, опричник угрожает князю. Для воплощения своих намерений Малюта Скуратов выбирает помощника из своих холопов.
Одетый боярином холоп Малюты представляется князю Прозоровскому сыном казненного опричниками князя Воротынского. Князь Прозоровский знакомит лже-Воротынского со свой дочерью — княжной Евпраксией (в роли княжны Евпраксии Прозоровской — О. Д. Оболенская). В лесу на охоте лже-Воротынский инсценирует покушение на князя Прозоровского и свое ранение — подставляет себя под удар ножа сообщника (съемка на натуре — со снегом). Раненый лже-Воротынский в доме князя Прозоровского, няня княжны ухаживает за ним. Княжна Евпраксия тайком от отца и няни целует лже-Воротынского, тот радостно потирает руки — обман удался.
Яков Потапович приходит в женский монастырь. Встреча Якова Потаповича и монахини Досифеи (в миру княжны Кубенской). Монахиня Досифея узнает в нем сына, рожденного от насильника — Малюты Скуратова. Яков Потапович покидает монастырь, монахиня Досифея следует за ним.
Опричники убивают князя Прозоровского и похищают княжну Евпраксию. В разгромленной светлице у тела князя Прозоровского Яков Потапович клянется отомстить и вызволить княжну.
Малюта Скуратов беседует с лже-Воротынским, к ним выводят княжну Евпраксию. Она бросается к возлюбленному, тот отталкивает ее и получает от Малюты кошелек. Малюта пытается овладеть княжной. Врывается Яков Потапович, опричники хватают его…

По аннотации видно, что фильм сохранился в значительной степени, метраж дошедших до нашего времени фильмовых материалов составляет 289,9 метров — это близко к метражу фильма Д. И. Харитонова. Последние сцены утрачены. Литературный источник буквально загроможден мелодраматическими коллизиями, в конце романа княжна Евпраксия умирает, не выдержав страданий, а Яков Потапович после попытки убить Малюту уходит в монастырь… Об одной из финальных сцен фильма можно судить по фотографии из альбома О. Д. Флейшер (Оболенской): рядом с распростертым телом Якова Потаповича с отрешенным видом сидит княжна и на коленях стоит монахиня Досифея, за ними в полный рост Малюта и опричники, монахиня запечатлена вполоборота к Малюте, смотрит прямо на него, тот приподнимает ладони — жест удивления, потрясения…

«Цари биржи». Реж. Сигизмунд Веселовский. 1916

В заключение

«Резиденции» этого года длились неделю. От этих дней осталось ощущение напряженной сосредоточенности (успеть бы все! — удалось, успела!) и погружения в странную, почти сказочную атмосферу сельской идиллии, в которой работает громадный, сложно устроенный киноархив. Я очень благодарна дорогим коллегам из Госфильмофонда за всестороннюю помощь, за открытость и легкость в общении, за все время, которым они так щедро делились с нами, десятью резидентами, такими разными по интересам и характерам. Попасть в компанию резидентов ГФФ-2023 — моя большая удача.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: