Чудеса в решете
Новый фильм Аки Каурисмяки «Гавр» получил на Каннском фестивале неофициальный приз зрительских симпатий. До самого победного конца казалось, что «гаврское чудо» (так окрестили фильм критики) увезёт с собой вожделенную ветвь — так доверчиво профессиональные и не очень зрители отдавали свои голоса этому редкому фильму, после которого им в
Кадр из фильма А. Каурисмяки Гавр (2011)
Фильм рассказывает о судьбе Марселя Маркса (Андре Вимс), гаврского чистильщика обуви, которому ой как несладко в мире, поголовно переобувшемся в кроссовки. Он не пирует, но и не побирается — такая вот скудная, но размеренная жизнь обычного европейского середняка, оказавшегося на обочине жизни. Жена героя Арлетти (Кэти Оутинен) скрывает от него, что смертельно больна. Покой четы чистильщиков заканчивается после того, как однажды ночью Марсель набредает на контейнер, говорящий «человеческим голосом». В контейнере скрывается группа товарищей из Габона, среди них десятилетний мальчик по имени Идрисса (Мигель Блонден), который пытается добраться до своей матери в Лондоне. По счастливой случайности ребёнку удалось сбежать от полицейского конвоя и вот он остаётся один — без связей, денег и еды в незнакомом городе. Марсель прячет его в собственной спальне, но полицейские не прекращают поиски: они рыщут повсюду и, кажется, подбираются всё ближе. Если спасение и придёт к этой заблудшей африканской душе, то только вместе с собачкой Лайкой, которая, согласно своей кличке, видимо, может подвезти Идриссу в космос — единственное место, где у него не спросят паспорт.
Однако в финале
Кадр из фильма А. Каурисмяки Гавр (2011)
За исключением коварного счастливого финала, великий финн узнаваем практически во всём: блестящий оператор Тино Салминен продолжает ткать кинокартины имени Эдварда Хоппера (фильм, кстати, снят на камеру Ингмара Бергмана, которую Каурисмяки купил семнадцать лет назад). Марсель Маркс, Кэти Утинен всё так же хороши, как и в предыдущей дюжине фильмов. Есть даже некоторая сюжетная преемственность между этим новым фильмом и «Жизнью богемы» (герой Вимса из «Гавра» упоминает, что
Как и во многих других лентах Каурисмяки, в «Гавре» немало цитат из мирового кинематографа. Сам автор предосудительным это явно не считает: в одном из интервью Каурисмяки упомянул о том, что в кино, как и в других искусствах, можно выделить всего несколько десятков типологических сюжетов,
Каурисмяки мыслит трилогиями, так что впереди, очевидно, ещё две картины о портовых городах. Может, и Петербургу повезёт?
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко