Портрет

Памяти оператора Анатолия Лапшова

Еще одна потеря, о которой мы узнали только сегодня — 3 сентября ушел из жизни замечательный ленфильмовский оператор Анатолий Лапшов, работавший с Константином Лопушанским, Олегом Тепцовым, Юрием Маминым, Олегом Коваловым, Игорем Масленниковым. Публикуем статью о нем, написанную для «Новейшей истории отечественного кино».

«Сады скорпиона». Реж. Олег Ковалов. 1991

В титрах монтажного фильма «Сады скорпиона» оператор Анатолий Лапшов назван «конструктором изображения». Технический термин соприроден задаче, которая стояла перед Лапшовым: выбор оптимальных режимов печати для различных по плотности негативов игровых и документальных картин, чьи фрагменты вошли в «Сады скорпиона»; приведение разноприродного изображения к единому стилистическому знаменателю; цветовая обработка и «строительство» комбинированных кадров. Если же распространить данный термин в качестве рабочей формулы на всю профессиональную деятельность Анатолия Лапшова, то следует заметить, что он, «конструируя» изображение по непохожим один на другой режиссерским проектам, неизменно воздерживается от создания и демонстрации фирменных визуальных кодов, своего рода операторского «брэнда». Вероятно, то обстоятельство, что дебютанты восьмидесятых-девяностых так часто останавливали выбор на его кандидатуре (Анатолий Лапшов снимал первые фильмы для Константина Лопушанского, Олега Тепцова, Юрия Мамина, Олега Ковалова), есть следствие ценного природного качества самого оператора: его индивидуальность проявляет себя прежде всего в стремлении соблюсти в изобразительной «конструкции» основные параметры авторского «чертежа».

Анатолий Лапшов (за камерой) на съемках фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

В «Соло», чей аскетичный мир вырастает из взаимного противоборства стоицизма и обреченности, деликатно растворены «тарковские» пластические реминисценции; черно-белая ткань завораживает фактурной изменчивостью — от рельефных форм и резкой лепки до нежного размыва границ, когда внятные цвета соскальзывают в многообразие оттенков серого. «Господин оформитель» «сконструирован» по другим законам. Камера бесстыдно упивается нарочитыми мизансценами и эстетизируя контрастную материальность этого мира: здесь в равной мере изысканны роскошь и затрапез, а сочетание бархата и шелка с вычурно облупившейся штукатуркой подается как особый шик.

Демократичная внешность «Праздника Нептуна» — полная противоположность рафинированному облику «Господина оформителя»: народная комедия снята размашисто, как бы с небрежным удальством. Сотрудничество с Маминым, которое началось короткометражкой, имело продолжение и развитие. В частности, Анатолий Лапшов принимал участие в работе над «Окном в Париж», чей сюжетный ход — возможность перемахнуть из парижской мансарды в питерскую коммуналку, из питерской реальности захламленных дворов и загаженных подъездов в парижскую реальность умытых набережных и ухоженных улочек — адекватен его, Лапшова, способности осваивать камерой эстетически враждебные пространства.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: