Рецензии

А я пойду работать саранчою — «Рой» Жюста Филиппо

И снова кошмары. На Netflix можно посмотреть французский «Рой» — хоррор про саранчу из прошлогоднего — несостоявшегося — каннского «двухнедельника режиссеров». О насекомой версии «Нефти» пишет Глеб Колондо.

Саранча летела, летела
И села.
Сидела, сидела, все съела
И вновь улетела.


А. С. Пушкин

Для начала ответим на главный вопрос: нет, «Рой» Филиппо — это не совсем то же самое, что фильмы «Рой» (1978) Ирвина Аллена, или «Рой» (2005) Пола Зиллера, или «Черный рой» (2007) Дэвида Уиннинга, или любое другое малобюджетное b-movie о нападении насекомых-убийц.

«Рой». Реж. Жюст Филиппо. 2020
Дословный перевод оригинального названия La nuée именно «туча»

Во-первых, потому что новый «Рой» не про пчел или ос, а про саранчу. Между прочим, интересно, что хорроров о саранче снято поменьше, чем об осах — очевидно, личные страхи для зрителя были и будут важнее общественных. Нас проще пугать полосатыми обладателями острых жал, которые вредят лично нам, а не какому-то абстрактному сельскому хозяйству. Правда, ученые обещают, что если на Земле и дальше будет глобально теплеть, стаи саранчи в поисках пищи начнут залетать в города — и понемногу уже залетают — то ли еще будет.

Во-вторых, новый «Рой» в 2020 году был отобран для Каннского фестиваля. Стало быть, фильм этот не очень веселый, на кровавые треш-спецэффекты можно не рассчитывать. Насекомые будут атаковать не полуобнаженную молодежь модельной внешности, а и без того загруженный трудностями средний класс. Да и рой — уже не просто живописный летучий противник, а умный, непременно что-нибудь социальное подразумевающий символ.

«Рой». Реж. Жюст Филиппо. 2020

К слову: а можно ли так сказать по-русски: «рой саранчи»? Кажется, роение — это к пчелам, а про саранчу Фабр, Шовен и другие энтомологи обычно писали «стая» или «туча» (дословный перевод оригинального названия La nuée именно «туча»). С другой стороны, «Википедия» подсказывает, что роение свойственно большинству перепончатокрылых насекомых, к которым относятся и саранчовые. Ну, ладно, пускай рой. Да и название «Туча» звучало бы странно — будто переосмысление перфоманса с блэкфейсом, который некогда устроил неправильным пчелам Винни-Пух.

Хороший друг и порядочный парень — качества, очевидно, интернациональные.

Забудем о b-movie, пчеле и Пухе. Отнеси нас, кузнечик, на современную французскую ферму, где дама средних лет по имени Вирджини отказывается от разведения коз в пользу разведения саранчи. На это у нее есть две весомых мотивировки. С одной стороны, саранча — чистый белок, дело не слишком дорогое и, к тому же, экологичное. С другой, муж Вирджини недавно погиб и, как нам дают понять, его смерть была связана с козами. Так что, рогатые с фермы удалены — кроме одной маленькой козочки, которую вместо собачки прямо в доме держит младший сын. Кстати, есть у него в комнате и аквариум с домашней саранчой — той же, что у матери в специальных теплицах. Как в мультфильме, где мышки живут в домике, где все сделано из сыра, на сырном столе стоит тарелочка из сыра, а на ней — тоже сыр.

«Рой». Реж. Жюст Филиппо. 2020

Поначалу прокормить себя и детей «саранчовник» помогает так себе: насекомые не желают набирать вес и размножаться как следует. Фермеры, использующие саранчу как корм для скота, берут мелкий и малочисленный товар неохотно (бензин дороже). Вирджини ищет советов на форумах, но ничего вразумительного онлайн-саранчеводы не предлагают. И тут она случайно узнает, что ее подопечные любят кровь — напившись, они плодятся, как кролики. С этой поры героиня ведет себя импульсивно: она не идет в интернет, чтобы загуглить «саранча пьет кровь почему», не пытается подкормить насекомых сырым мясом, а храбро дает им пососать свою руку. Правда, позже все-таки пробует изыскать другие источники, но опция «кровь с доставкой на дом» работает через раз. Приходится время от времени прикладывать насекомых к груди и другим оголенным частям тела. Вроде бы неразумно, но на экране это смотрится очень ярко и действительно пугающе — как, например, схваченная оператором линька и другие детали из жизни надсемейства отряда прямокрылых. Искусство есть искусство, ради красоты и смыслов бытовой логикой вполне можно пренебречь.

Насекомому можно ничего не делать, просто сидеть и пить кровь из ранки — смотреть все равно будет интересно.

Теперь, кузнечик, унеси нас к долгожданному разговору о проблематике. «Рой» укомплектован злободневными темами: буллинг, экология, отношение к мигрантам, патриархальный уклад, способность (или неспособность) принимать новое и. т. д. Все они по ходу повествования, скорее, намечаются, чем раскрываются в полной мере. Например, в начале мы узнаем, что старшую дочь Вирджини буллят в школе из-за того, что ее мать «чокнулась»: сменила привычных нормальных коз на букашек. Но дальше этот сюжет, который, кажется, вполне мог бы вырасти в отдельный фильм, оказывается брошен. Или история соседа Вирджини, араба Карима — когда-то Вирджини сдала ему в аренду землю, что помогло Кариму закрепиться во Франции. Но, чем ближе финал, тем меньше его биография имеет значение. Мигрант — просто еще один штрих современности, драматургии-то, увы, все равно, зовут героя Карим или Пьер. Хороший друг и порядочный парень — качества, очевидно, интернациональные.

«Рой». Реж. Жюст Филиппо. 2020
Это в своем роде b-movie, только для интеллектуалов

Чем лучше идет бизнес у Вирджини, тем менее вменяемой становится героиня: она забивает на детей и даже на себя, лишь бы продолжать выигрывать в кровавой гонке капитала. Но и этот насекомый мини-вариант «Нефти» (2007) Пола Томаса Андерсона не разгоняется на полную катушку и не увлекает так, как сами саранчовые. Никуда не деться от того, что главные тут именно они, хотя бы потому, что с людьми и их тяготами большинство из нас сталкивается постоянно, а с саранчой лишь от случая к случаю. Насекомому можно ничего не делать, просто сидеть и пить кровь из ранки — смотреть все равно будет интересно. С людьми так не пройдет — надо постараться, чтобы зацепить ими зрителя, не проиграв насекомым.

В «Рое» цепляет то, что героиня вскармливает насекомых собой, то есть, она — это мать, а саранча — ее настоящие кровные дети. Но, кажется, если создателей и увлекала эта мысль, то опять же на уровне штришка. И у этого «штрихованного» коллажа сюжетов и смыслов цельная членистоногая орава выигрывает за явным преимуществом.

«Рой». Реж. Жюст Филиппо. 2020
Ведь если думать значит идти проторенной дорожкой клише мыслящего интеллигента, лучше уж действительно остаться саранчой.

Под конец режиссер, видимо, решает, так тому и быть — и дает саранче карт-бланш: кульминация «Роя» ничем не отличается от экшн-сцен в инсектофобных b-movie. Летит злая стая саранчи — ну а разве хуже она летала в «Саранче» (1974) Ричарда Т. Хеффрона? Девочка ныряет в воду и прячется под перевернутой лодкой — ну точь-в-точь, как в «Нашествии тараканов» (2000) Эллори Элкайема. Жечь насекомых огнем — да жгли уж, а в «Жуке» (1974) насекомые и сами могли не хило зажечь, а еще умели писать на стенах насмешливые приветы, складываясь в буквы. Такие всплески черного юмора не повредили бы «Рою»: слишком уж он по-фестивальному, по-артхаусному однообразен.

И это не спойлер, мы ведь сразу знали, чем кончится: саранча вырвется и наступит конец, пусть и не глобальный, как в родственных экшенах, а локальный — какая разница, если исход один? То есть, разница, конечно, есть — она в деталях. Но материя «Роя» фантазию не пробуждает: получается, что это в своем роде b-movie, только для интеллектуалов — «джентльменский набор» кирпичиков, но не от жанрового, а от авторского кино. Конечно, дело вкуса, но наверняка найдутся зрители, у которых по ходу будет нарастать не вовлеченность, а желание, чтобы кто-то из кузнечиков вдруг глянул на зрителей и доверительно протрещал: «На самом деле, я Шерлок Холмс».

«Рой». Реж. Жюст Филиппо. 2020

Единственное достоинство «Роя», которое у него невозможно отнять — собственно саранча. Но она-то и без него справилась бы, а вот фильм без нее — вряд ли. Значит, прав был Семён Слепаков, когда много лет назад вышел на сцену КВН с привязанной к спине задней частью кузнечика и объявил: «А я пойду работать саранчою, вредить я буду сельскому хозяйству», а товарищи, прогнавшие Семёна со сцены словами «Ты ничего не понял, иди и думай», — не правы. Ведь если думать значит идти проторенной дорожкой клише мыслящего интеллигента, лучше уж действительно остаться саранчой. Тем более, что она, как заметили в том же КВН, во-первых, смешнее, чем иные из людей, а во-вторых — полезнее.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: