Кто все эти монстры?
— Венеция-2025
Перепевы, пересказы, ремейки и квази-экранизации захватили экраны. Публикуем новые весточки с Венецианского кинофестиваля. О премьерах Лантимоса, Джармуша, Озона, дель Торро и Ассаяса рассказывает Вероника Хлебникова.
«Бугония»
Не линяет только солнечный зайчик — Венеция-2025
Йоргос Лантимос в смешной и пылкой «Бугонии» пересказывает южнокорейскую черную комедию «Спасти зеленую планету». Гуттаперчевая, бритая наголо Эмма Стоун подвергается жестокому допросу как вредительница, засланная с Андромеды, но даже ее похититель Джесси Племонс, пчеловод и параноик, учинивший самосуд над предполагаемой инопланетянкой, сомневается, что средство связи с внеземными монстрами — карманный калькулятор, а точка перехода в далекую галактику — платяной шкаф.

Сомнения не покидают и публику, знакомую с корейским фильмом: что предпочтет Лантимос в качестве гипотезы мирового зла — звериный, но свой, оскал капитализма с его корпоративным жаргоном или Маппет шоу из космоса? Долго выбирать не приходится, события развиваются стремительнее, чем телепортация.
«Посторонний»
Франсуа Озон в «Постороннем» делает вид, что интересуется Альбером Камю, но любуется Бенжаменом Вуазеном, исполнителем роли мсье Мерсо. Как и в повести, центральное место у Озона занимают сцены суда над Мерсо. Никто не сомневается в том, что дело не в убитом Мерсо арабе, а в том, что он не убивался по умершей матери и сразу после похорон ходил в кино на комедию с Фернанделем. Бесчувственного монстра ждет гильотина, хотя во всем виновато солнце. Франсуа Озон пытается быть элегантным и вроде бы смотрит на «безжалостное солнце» взглядом художника, но «Камю» здесь — лишь логотип на черно-белых солнцезащитных окулярах.

«Кремлевский волшебник»
«Кремлевский волшебник» Оливье Ассаяса приглашает на фабрику троллей и утверждает, что монстры окопались в Кремле. Но не те демоны загадочного русского розлива, как принято на коллективном западе, а амбициозные соискатели места в истории. Авторы держат себя в руках и справляются с искушением пририсовать им рога и копыта. Главный герой, на мягких лапах сыгранный Полом Дано, предпочитает малобюджетному театру игру в реальность и ее тотальную деконструкцию. Ассаяс и сценарист Каррер, пересказавшие популярную книгу итальянца Джулиано да Эмполи, старательно вникают в новейшую российскую историю с конца 80-х по конец 10-х годов, насколько это вообще возможно.

Фильм Ассаяса, больше похожий на мини-сериал, с уважением внимает творцам суверенной — в обход традиционной — демократии. По сюжету, западный интервьюер выслушивает историю отставного царедворца Вадима Баранова, списанного Эмполи с политтехнолога Суркова. Его глазами увидены первое лицо, называемое попросту «Царем», в исполнении Джуда Лоу, и прочие деятели перестроечных и стабильных времен. Но это суд под видом интервью — вежливый, с участием, иногда — за рюмкой. Но внимательно выслушав, приводят приговор в исполнение. Никакой магии, одна огнестрельная логика.
«Франкенштейн» и «Отец, мать, сестра, брат»

На этом фоне единственный классический монстр из нарядного «Франкенштейна» Гильермо дель Торо выглядит невинным младенцем, а его создатель — сплошной травмой. Сжившее создание барона Виктора Франкенштейна — трепетное существо, боящееся одиночества и бессмертия, а его создатель в роли то ли бога-неудачника, то ли волшебника-недоучки — всего лишь никудышный отец. Выслушав обе стороны, милосердный Дель Торо мирит папу и сына, и вот где семейные ценности торжествуют.
Или, как говорят все персонажи фильма Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат»: и Боб твой дядя! — изысканная британская идиома, мол, дело в шляпе. Лучше Джармуша на Лидо пока ничего не изобрели, и сам он не изобретает вообще ничего нового, но как же радует эта стабильность. Три новеллы, три города, три стола, три напитка, разговоры, обязательный вид сверху, ворох старых фотографий. И Боб наш дядя.

Читайте также
-
Маленький взрослый — 32 мультфильма с БФМ’2025
-
Замыкая круг — Заметки из «Небесного кинотеатра»
-
In Silico. На что мы смотрим — «Послание к человеку-2025»
-
Призовой расклад — Послесловие к «Маяку»
-
Красным по черному — заметки с фестиваля «Алания»
-
Что смотреть на фестивале «Алания»? — Конкурс короткого метра