Рецензии

Вызывайте «Кракена»

На экраны выползает «Кракен» — отечественный блокбастер про самого грандиозного кальмара за историю кино и подводные приключения ВМФ. О чуднóй российской фантастике, патриотической драматургии без отрицательных героев и несчастном чудище на дне морском пишет Сергей Синяков.

Никак не получается нащупать дно? Да вы просто не умеете до него достучаться! Европейским геологам, ищущим чем бы поживиться в Гренландском море, например, удается. Взорвали двойной заряд, и вуаля — разбудили кракена. Как всякая потревоженная спросонок божья тварь, подводный монстр сердит. И теперь он небрежно, будто одеялко, сминает твердые породы и ледяные чертоги. Итог: станция геологов разрушена, а российская атомная субмарина «Атаман Ермак» под возгласы команды «Дно поднимается!» исчезает с радаров.

«Кракен». Реж. Николай Лебедев. 2025

Без паники, на поиски устремляется другая наша подлодка. Курс — на буй во льдах, обозначающий координаты, где пропал «Ермак». На буе обнаруживаются те самые горе-геологи: француз Оскар (Антон Риваль) и шведка Джулия (Диана Пожарская). Регламент вроде как позволяет (а присутствующий на борту атомохода контр-адмирал в исполнении Алексея Гуськова утверждает, что только так и надо) оставить бедолаг куковать в ожидании европейских партнеров. Но командир экипажа Виктор Воронин (Александр Петров) волево решает взять иностранцев на стратегический борт. При этом Виктор настолько в упор не смотрит на Джулию, что становится ясно — в гребущем широким жанровым неводом «Кракене» сыщется ячейка и мелодраме.

Как у кракена — не по-кальмарьи одухотворенная морда, так и у патриотизма — человеческое и человечное лицо

Но в первую очередь песня, конечно, не о любви, а о кракене, про которого, хотя и отчетливо цифрового, можно сказать и хорошее. Российский кракен, например, получился самый здоровенный за всю историю кинонаблюдений. Подводная лодка рядом — как некрупная мышь. Если мерить нашего кракена в кракенах из английских «Вождей Атлантиды» 1978-го года, получится несколько сотен. А если в родичах из голливудской «Битвы титанов» 2010-го — не один десяток.

Точнее сказать сложно, поскольку монстр не сорит экранным присутствием (от силы четверть часа на сто минут) и по-вампирски остерегается света, бюджетно шебуршась во мраке. Но его щупальца эффектны, проворны и хватки, а глаз — если о деталях потоньше — налит многоопытной похмельной тоской.

«Кракен». Реж. Николай Лебедев. 2025

Идея запустить кракена в патриотический блокбастер свежа. Автор сценария и сын североморского подводника Алексей Сидоров, кстати, предполагал снимать сам, но в режиссерском кресле его сменил Николай Лебедев. Патриотизм в картине не назойлив и, как выходы монстра, четко отмерен. С одной стороны, уверенность в триумфе ВМФ ни на миг не покинет ни одного зрителя даже в самых аховых ситуациях (так ли это хорошо для драматургии — отдельный вопрос). С другой, как у кракена — не по-кальмарьи одухотворенная морда, так и у патриотизма — человеческое и человечное лицо Александра Петрова.

Море кругом, а пресно

С этого лица готова воду пить и ноги мыть скандинавская фря Джулия. Героиня Дианы Пожарской настолько чувственно бинтует малознакомому капитану очередные ссадины и так интонирует, излагая про, ну казалось бы, эхолокацию, что травоядный возрастной рейтинг 12+ тревожно поскрипывает.

Джулия при этом оказывается никакая не Джулия, а Юля с Омска, девочка вывезенная родителями на Запад. Попытки женщины закосить под иностранку развеиваются, как с белых яблонь дым. Оценив специфический взгляд гостьи на выданную майку с надписью «Флот России», один из персонажей немедленно все понимает: «Командир, да она русская!». Когда в финале на вопрос Виктора «Домой?» Джулия, она же Юлия, выдыхает «Домой», можно предположить, что скоро чья-то уютная норка в Осло будет выставлена на сдачу.

«Кракен». Реж. Николай Лебедев. 2025
Часть той силы, что вечно хочет не зла даже, а чтобы по-людски, просто не дергали за щупальца

Петровский капитан Воронин — это такой Джек Воробей трезвенника. И от того, что он не пьет при исполнении задач, не впихуемых в диапазон штатного расписания, подчиненным вряд ли должно быть сильно уютнее. Притушить капитанский энтузиазм пытается плакатно сыгранный Алексеем Гуськовым контр-адмирал, который поначалу типичной контрой и выглядит.

Он стращает удальца-командира угрозами вроде «На пирсе лодку встретит прокуратура, а не поднос с жареным поросенком», гоняет чаи из стакана с подстаканником, в минуты волнения скребет ногтем по зубчикам олдскульной пластмассовой расчески. Не размышляя, быстро и четко шмаляет в неведому зверушку торпедами, но они против зверушки что щепки. Впоследствии контр-адмирал благословит капитана куролесить, и бедовый Витя, разумеется, всех спасет и все взорвет. Но чем ближе финал, тем упорнее приходит-таки на ум классический мем про посещающее нас сочувствие к Фредди Крюгеру.

Создатели «Кракена» уверенно держат курс на голливудские блокбастеры, от «Годзиллы» до «Армагеддона». Но, к сожалению, в отличие от западных мастеров, забывают, что человеческая драма не работает без единого отрицательного героя. Фильм, как в книжках прозаика Ефима Рахлина из «Шапки» Войновича, укомплектован исключительно хорошими — а стало быть, неспособными на сюрприз — людьми. Море кругом, а пресно.

«Кракен». Реж. Николай Лебедев. 2025

На роль потенциальных плохишей с натяжкой могли бы сгодиться норвежские нефтяники, которые имеют хамское обыкновение не выключать ревущий на всю вышку тяжелый рок, когда говорят по телефону. Но их слишком быстро смывает волной. В октябре Норвегия выпустит собственного «Кракена». Интересно, с россиянами или без.

Даже кракен — и тот, в общем, играет положительную роль, консолидирующую представителей разных народов, пусть и не нарочно. Как часть той силы, что вечно хочет не зла даже, а чтобы по-людски, просто не дергали за щупальца. Человечеству бы стороннего монстра помощнее — глядишь, объединившись, одумались и завязали бы с самоуничтожением. А пока жесткое одеялко кракена тянут на себя яркие и яростные мировые лидеры, только этого мало.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: