Наш учитель-эксцентрик
Школа «Сеанс» начала постоянное вещание. Публикуем небольшой портрет одного из преподавателей курса «История отечественного кино», нашего друга и постоянного автора Олега Ковалова.
У Школы «Сеанс» теперь появились отдельные соц.сети. Они будут рассказывать о наших педагогах, студентах, о том, как устроены курсы и почему они так устроены. Будем делиться фрагментами лекций, семинаров и мастер-классов. Рассказывать о других образовательных проектах, связанных с кино. Материалы Школы в редких случаях будут появляться на сайте «Сеанс». В целом это отдельное медиа, посвященное не только нашей Школе, но и проблемам кинообразования.
Вот, например, текст об одном из наших важнейших педагогов, историке кино и режиссере Олеге Ковалове. Подписывайтесь на Школу в в Telegram
Чем Олег Альбертович Ковалов отличается от Евгения Яковлевича Марголита? Тем же, чем Станиславский от Мейерхольда — методом.
Если Евгений Яковлевич пытается видеть гармоничную связь и стройность, то Олег Альбертович ищет сближения связей отдалённых. Для него не существует далекого и близкого, своего и чужого. Изучая кинематограф, он пытается ответить на вопрос об устройстве мира и отдельного человека, сделать художественный облик фильма чувственным и вещественным. Например, в выдающемся его тексте «Быль о том как лиса петуха съела».
Эксцентрик во всём, Олег Альбертович живёт в своём внутреннем, богатейшем мире культуры и больше ни в каком мире жить не хочет. «Светлый безумец города Петербурга» — так назвала Ковалова ЛЮ, его бывшая жена, которая неизменно считает Олега Альбертовича своим учителем и по сей день является издателем его книг. Своим учителем его называл и Сергей Добротворский, еще в юном возрасте не пропускающий ни одной из знаменитых коваловских лекций в кинотеатре «Спартак».
Смотрит на кино как на историю человеческих страстей
Поставить на место жизни кинематограф — идея утопическая, но «по Ковалову» только в культуре и есть жизнь, только там она уловима и поддаётся описанию. Он решительно отвергает все неоформленное, безъязыкое и невыразительное. Олег Альбертович даже титры к своим фильмам придумывает таким образом, чтобы воздействовать непосредственно на зрителя, вызвать страстный человеческий отклик. Один из важнейших инструментов его мышления — это парадокс. Он умеет любить непризнанных художников и не любить гениев, у него своя мера отсчета и бескомпромиссность суждений.
Олег Альбертович смотрит на кино как на историю человеческих страстей, историю спасения одной души. Он безупречно чувствует стиль, точно понимает, как и из чего сделан фильм. Кроме того, что он киновед, он еще и кинорежиссер — это два разных взгляда. Олег Альбертович умеет сталкивать жанрово несовместимые вещи: документ, воспоминание, художественный образ.
Феномен Ковалова — режиссёра ещё как следует не изучен. Один из важных мотивов его кинематографа — противостояние поэта машине идеологического давления и принуждения. В 1997 году в Роттердаме состоялась ретроспектива фильмов Олега Ковалова.
Знакомясь с «методом Ковалова», мы прежде всего знакомимся со взглядом очень пристального наблюдателя, скрупулезного художника. Художника, который умеет думать о другому художнике.
Подробнее о предмете «История отечественного кино» авторства Олега Ковалова, Евгения Марголита и Любови Аркус можно прочитать здесь