Фестивали

Ливень над станцией «Сеул» — Корейская анимация онлайн

Юрий Михайлин рассказывает о проходящем сейчас — с 15 июня — онлайн небольшом фестивале корейской анимации и о полюбившихся ему мультфильмах программы.

С 15 по 20 июня на сайте CoolConnections можно посмотреть программу современной корейской анимации. Показы проходят в рамках фестиваля «K-FEST 2021», приуроченного к Году культурных обменов между Республикой Корея и Россией. Каждый день доступен один фильм или программа короткометражек. Расписание — здесь.

В отличие от японской, ассоциации с которой неизбежны, корейская анимация известна меньше, хотя, без сомнения, заслуживает самого пристального внимания, и эти показы — прекрасная возможность с ней познакомиться. Достоинства программы — и в краткости (всего четыре полнометражных и семь короткометражных фильмов, выпущенных с 2009 по 2017), и в разнообразии жанров, и в художественном уровне отобранных работ. Просмотренные подряд, они достаточно быстро погружают в яркий, разнообразный и очень самобытной мир корейской анимации.

Если же выбирать один, который нельзя пропустить, пусть это будут «Зеленые дни».

Каждый фильм — самостоятельное открытие, но, сделанные разными авторами и в разное время, они странным образом складываются в общую вселенную, в центре которой — Сеул, красота и смерть. Эта вселенная бесконечно широка, многие ее мотивы и образы переплетаются: тут и городская, и сельская Корея; мир людей и мир духов, которые сосуществуют очень тесно; мир животных — как промежуточное звено или медиум между людьми и призраками. Этот мир наполнен красотой, дружбой и любовью, которые, как дождь, укрывают и омывают все вокруг. Но в его сердцевине также преступление, болезнь и смерть — и как следствие какого-то первоначального, может быть праисторического преступления, и как постоянный спутник жизни. Этот мир находится в поисках равновесия, которое зависит от каждого из его героев.

В программу отобраны очень сильные фильмы, почти каждый из которых стоит посмотреть. Если же выбирать один, который нельзя пропустить, пусть это будут «Зеленые дни».

«Зелёные дни». Реж. Ан Джэ-хун, Хан Хе-джин. 2010

«Зеленые дни»

Реж. Ан Джэ-хун, Хан Хе-джин. 2010

Показ 18 июня

И-ран привыкла выигрывать школьные эстафеты, но на этот раз немного отстала от соперницы, испугалась, что не придет первой, и решила как бы случайно уронить палочку. Новая ученица Су-мин приехала из Сеула. Учитель просит ее рассказать о себе, одноклассницы подначивают «Пусть лучше споет!», внезапно она и правда начинает петь. И-ран очарована Су-мин, и постепенно они начинают дружить. Чал-су очень стеснителен, обожает все чинить и мечтает стать первым корейским космонавтом. И-ран — первая девчонка, которой он купил газировку. Чал-су — первый парень, с которым она каталась на велосипедах.

Драматургия построена на сопряжении повседневного и возвышенного, на простых, внешне непримечательных, но очень точно найденных ситуациях, в которых герои сталкиваются с собственными сомнениями, страхами, ограничениями, мечтами, разочарованиями, надеждами и неожиданно обнаруживают себя повзрослевшими.

Отличный монтаж (особенно в динамичных сценах), чуть старомодная, но шикарная графика с неброской проработкой деталей и фона, прекрасно выстроенные планы. Всего лишь один кадр: И-ран за спиной Чал-су смотрит на то, как он чинит ее сломанное радио. Взгляд устремлен и на него (она впервые разговаривает с мальчиком, который ей нравится), и на то, что он делает, и на весь загадочный вещественный мир мастерской по ремонту техники.

«Зелёные дни». Реж. Ан Джэ-хун, Хан Хе-джин. 2010
Жизнь трепетна, и ее оборотная сторона, изнанка и вечный спутник — разрушение.

Одна из интересных особенностей режиссерской разработки фильма — работа с объектами внимания героев. Развитие каждого из них связано с познанием мира и поисками своего места в нем. Внимание направлено глубоко внутрь себя (так, что внешний мир совершенно исчезает) и, одновременно, приковано к мельчайшим деталям окружения (подруги, мальчики, их реакции). Оно циркулирует в этом замкнутом круге, пока не встречает нечто совершенно новое — мир изобретений, больших идей и мечтаний.

Но, может быть, больше всего фильм поражает очень высоким качеством актерской анимационной игры, множеством точных, отчасти иррациональных деталей поведения.

Даже второстепенные персонажи вроде учителя, который не помнит имена учениц («Вы все — на одно лицо»), или младшего брата И-ран — очень живые. Роль последнего в плане развития действия близка к нулю, но он сыгран ярко и запоминается наряду с главными героями. В двух-трех почти фоновых эпизодах с его участием превосходно раскрывается мир ребенка — как бы прошлое И-ран, из которого она лишь недавно вышла. Причем этот мир раскрыт именно анимационными средствами: брат движется иначе, чем другие герои, его жесты более спонтанны, свободны, непредсказуемы. В тот же момент внутри И-ран происходят важные душевные борения, но драматизм и комизм сцены в том, что брат то и дело перетягивает внимание на себя — просто тем, что его поведение исполнено жизни. Сцена строится не на какой-либо острой ситуации, а на конфликте разнохарактерного движения представителей трех возрастов (участвует еще и мама) и превращается в рассказ об их сосуществовании и, в какой-то степени — о будущем и возможности гармонии.

«Ливень»

Реж. Ан Джэ-хун. 2017

Показ 17 июня

Девочка из Сеула приезжает в сельскую местность, где не знает никого, кроме родных. Ей все незнакомо — какие-то жучки, растения, безымянные (для нее) цветы. Каждый день она приходит к мелкой реке, где подолгу смотрит в воду, пока не встречает нового друга.

Фильм исполнен просто-таки восторгом, преклонением перед красотой окружающего мира и природы. Он и сам необыкновенно, может быть даже чрезмерно красив.

Многое в них воображаемо, но эмоции — реальны.

Как часто бывает в таких случаях, изобразительная насыщенность приводит к своего рода пренебрежению анимацией, которая делается как бы с экономией сил, в результате чего движение порой выглядит механистично. В некоторых сценах не хватает именно анимационного мастерства, действие как бы застывает — будто фоны слишком совершенны и не выдержат более наполненного существования героев. Но замысел фильма так силен и, можно сказать, торжественен, что сглаживает огрехи в анимации.

Скованность движения, впрочем, усиливает второе впечатление от фильма: красота таит в себе смерть, которая присутствует почти незаметно и проступает постепенно — даже не сама по себе, а в хрупкости живого. Жизнь трепетна, и ее оборотная сторона, изнанка и вечный спутник — разрушение. Но в фильме это не смерть как распад, а как своего рода условие существования красоты.

Распад, разложение — сюжет другого фильма программы.

«Станция „Сеул“». Реж. Ён Сан-хо. 2016

«Станция „Сеул“»

Реж. Ён Сан-хо. 2016

Показ 15 июня

Этот фильм интереснее всего смотреть, ничего о нем не зная. Не заглядывайте ни в какое описание, просто начните просмотр. Жанр фильма имеет благородную родословную, и здесь сделана попытка посмотреть на природу явления под новым углом, рассказать о загадочном, из ряда вон выходящем как об имеющем социальную и почти бытовую природу. Что произойдет с городом, если в нем накопится слишком много преступлений (самых разных, по шкале от незначительного вреда или даже равнодушия, приводящего к ущербу, до предательства и убийства).

Из кинематографических достоинств стоит отметить очень тонкое, неброское сочетание 2D и 3D анимации, ритм, музыку, архитектуру пространства, виртуозно построенные экшн-сцены, напряжение которых достигается скупыми, но четко организованными средствами, что делает эпизоды выразительными и запоминающимися. Сильная финальная сцена в неком аналоге пустующей Икеи — декорации жизни, недоступной вообще ни для кого.

«Чудище в пруду». Реж. Ли Сон-ган. 2014

В сборнике короткометражек #1 (19 июня) стоит обязательно посмотреть «Чудище в пруду» (2012) и «Аксим: Призрачная обезьяна» (2014) Ли Сон-гана. В первом люди учатся жить рядом с одушевленным озером, которому очень одиноко (как, впрочем, и людям). Во втором — не могут ужиться друг с другом и заражают дурным примером обезьян. Драматизм и безысходность отчасти сбалансированы юмором и очень красивым сине-зеленым рисунком.

В сборнике короткометражек #2 (20 июня) просто великолепны «Девочка-пыль» (2009) и «Любовные игры» (2012) Чон Ю Ми. Девушка убирается в квартире, ее движения чуть надломлены, сбивчивы, напряжены. Стремление навести чистоту — попытка забыть себя или, наоборот, найти. Женщина рисует на земле квадрат, они со спутником входят в него и начинают странные игры. Многое в них воображаемо, но эмоции — реальны. Они мучают или любят друг друга, ведет ли игра к разрушению или к освобождению. А, может быть, такая игра — фундамент здоровых отношений.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: