Эссе

Дыхание смерти — Жан Ренуар и Димитрий Кирсанов

С 14 по 17 ноября в «Иллюзионе» пройдет ретроспектива Жана Ренуара, на которой покажут его избранные работы двадцатых-тридцатых. Среди них — и «Маленькая продавщица спичек». Об этом (и еще одном, более радикальном) переосмыслении святочного рассказа Андерсена размышляет Даша Чернова.

«Менильмонтан». Реж. Димитрий Кирсанов. 1926

Никогда не смогу забыть открывающие кадры «Менильмонтана» Димитрия Кирсанова. За полминуты яростного и истеричного монтажа, сразу же настраивающего на полный хаос, зритель видит, как некто убивает топором мужчину и женщину, родителей главной героини. Я всегда думала, зачем была нужна эта жестокая сцена, которая буквально сбивает с ног, а после забывается, ведь история несчастий героини почти не обращается к ее переживанию этого события. Но этот топор, и кровь, и разинутые в крике рты выбивают из равновесия весь фильм, будто бы только благодаря этой невиданной жестокости в «Менильмонтане» появляются эпизоды с обрывками городского движения, с часами и колесами, с мокрой дорогой, по которой несутся машины. Суета, инерция, бурлящая энергия извергаются из этого эпизода насилия, заявляющего о повседневности и последствии обесчеловечивания и ускорения. И в каждом крупном плане Нади Сибирской проблескивает это деревенское убийство.

«Менильмонтан». Реж. Димитрий Кирсанов. 1926

«Менильмонтан» Димитрия Кирсанова и «Маленькая продавщица спичек» Жана Ренуара кажутся своего рода диптихом: это истории о глубоко несчастных женщинах, поранившихся о собственные иллюзии столь же сильно, как о непридуманную жестокость мира. Их героини скорее ближе к детям, чем к взрослым, что подчеркивается непослушными и помятыми кудряшками, фантазией очутиться в кукольном мире, огромным белым бантом и играми с котом. Оба режиссера зачарованы идеей человечности, без которой, как писал Ренуар, кино — это «просто движущийся труп». Ренуар выбирает сказочную интонацию, а Кирсанов цепляется за артефакты сырой реальности, при этом сказка Ренуара(-Андерсена) оказывается такой же жестокой и травмирующей. Ужасающие картинки сопровождаются глубоко трогающими эпизодами: девочка со спичками протирает рукой заиндевевшее окно, чтобы подглядеть за обеспеченной и сытой жизнью. Герои «Менильмонтана» весь фильм ходят вдоль стены с нарисованным сердечком, проткнутым стрелой — в этом читается какая-то особенная хрупкость, которая в ином современном фильме показалась бы наигранной и чрезмерной, но немым фильмам зритель даже не то что готов простить такую сентиментальность — он как раз за ней и приходит.

За иллюстрацией личной трагедии — стремление к вихрю неразличимой, равнодушной жизни

Когда смотришь эти фильмы подряд, помимо сходства героинь и общей грубости мира вокруг них, замечаешь тонкие рифмы, уже ощущавшийся холодок по коже и намек на потусторонность, оторванность некоторых кадров. В обеих работах не вызывающая вопросов сюжетная часть оттеняется абстрактным, независимым от истории, самостоятельно притягивающим взгляд слоем визуального. Кирсанов добавляет в «Менильмонтан» выразительные эпизоды, снятые подвижной и беспокойной камерой. Они будто пытаются убедить зрителя, что зафиксировать изображение города в принципе невозможно. Город на скорости проносится мимо, не оставляя ничего, кроме размазанного образа без четких краев. Вибрация многолюдности и многомашинности преобразуется в поток, собранный из выхваченных на бегу фрагментов.

«Менильмонтан». Реж. Димитрий Кирсанов. 1926

Любопытно, что когда Димитрий Кирсанов вглядывался в Париж и его ритм, он еще не мог видеть «Человека с киноаппаратом» или «Берлин. Симфонию большого города» — они вышли позже. Эти спешные городские зарисовки чередуются с сюжетными элементами и как бы заполняют пробелы между событиями, чтобы зритель почувствовал естественность изображения. Но это не просто монтажные перебивки или место действия, диктующее атмосферу. Кадры-вспышки встревают в важнейшие сюжетные элементы: сопровождает сцену близости между героиней и ее возлюбленным. Обнаженное женское тело чередуется с резким движением дорог и вращением колес. Подобное видение возникает снова, когда героиня размышляет о смерти, стоя напротив Сены с ребенком в руках. За иллюстрацией личной трагедии в этом фильме — стремление к вихрю неразличимой, равнодушной жизни.

Как будто делая смерть неживой, мы обезоруживаем ее, раскошмариваем свое представление о ней
«Маленькая продавщица спичек». Реж. Жан Ренуар. 1928

Жан Ренуар аккуратнее, то есть с большей оглядкой на сюжет, подходит ко второму слою истории — тому, что отстраивается от основной линии и живет сам по себе. Сначала кажется, что его нет вовсе: фильм распадается на две половины. Сначала мы видим тяжелую жизнь продавщицы, а после оказываемся в ее сне или видении-агонии. Девушка представляет, что оказалась на витрине магазина с детскими игрушками, и они ожили. При этом даже после «оживления» большинство из них остаются в подчеркнуто кукольном, неодушевленном виде: деревянные фигурки овечек в фантазии героини остаются такими же, а не обрастают плотью и шерстью, просто теперь они не умещаются в ладошке. Механическая балерина не начинает танцевать, как живая, из-под платья у нее все еще торчит металлическая палка, к которой крепится ее тонкое тело. Лицо ее не фарфоровое и не бумажное, танцовщицу играет актриса, оттого еще страшнее. Сказка Андерсена была совсем о другом: там девочка в пламени спички видела камин и жирного гуся, Ренуар же заворожен механичностью и безжизненностью, искусственностью и неподвижностью. Его девочка со спичками стремится не к спасению от голода и холода, а к смерти — она сама открывает шкатулку, откуда, как клоун, выскакивает тот, кто ее погубит.

«Маленькая продавщица спичек». Реж. Жан Ренуар. 1928

На уровне ощущений я чувствую близость этого кукольного домика Ренуара и безуспешной погони на лошадях от смерти с переливающимися эпизодами у Кирсанова. Они как будто об одном: о том, что смерть, наступающая нам на пятки, на самом деле ненастоящая. Как будто делая смерть неживой, мы обезоруживаем ее, раскошмариваем свое представление о ней. Но ее застывшее дыхание все равно настигает, она не поддается фокусам, а скорее сама обманывает нас, заставляя завороженно наблюдать за ней в кино.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: