Кинотеатр Бориса Юхананова
Сегодня в рамках «Кинотеатра Бориса Юхананова» мы смотрим «Повесть о прямостоящем человеке», которая была сделана в «Школе драматического искусства» с участниками Лаборатории ангелической режиссуры и с участием Оксаны Великолуг.
Ретроспектива охватывает разные периоды творчества режиссера-новатора, основоположника движения новой процессуальности Бориса Юхананова. В программу вошли и проекты, созданные в 1980-е годы, когда внутри советской культуры стремительно развивался андеграунд, и «лабораторные» спектакли, исследующие природу актера, и работы 2000-х, и документальные фильмы, запечатлевшие процесс создания спектаклей.
12 мая, 16:00 — «Особняк» (1986), «Театр Театр» (1989)
«А камера нас рассудит» — «Особняк» Бориса Юхананова
Фильм «Особняк» (1986) — первая глава видеоромана в тысячу кассет «Сумасшедший принц».
«Театр Театр» (1989) смонтирован из видеоматериалов, снятых во время работы над важнейшими театральными проектами 1980-х–1990-х: «Монрепо» (1986), «Мизантроп» (1986), «Наблюдатель» (1988) и «Октавия» (1989).
13 мая, 16:00 — «Наблюдатель» (1988)
фильм-спектакль
Спектакль по пьесе Алексея Шипенко о тогдашних тридцатилетних, о том, как «рок, подобно атланту, принял все на свои плечи, создал новую веру.
14 мая, 16:00 — «Сфера» (2017), «Жанр» (2017)
Реж. Клим Козинский
«Жанр» Клима Козинского — Смерти нет
«Сфера» был создан Климом Козинским по материалам легендарной «Кратовской мистерии», с которой начинался проект «Сад»: дачный дом и его окрестности в подмосковном Кратово были превращены в территорию созидания «Сада» — важнейшего новопроцессуального проекта Бориса Юхананова.
«Жанр» рассказывает, как на фоне событий августовского путча 1991 года проходили репетиции драматической игры «Жанр».
16 мая, 16:00 — «Сад. Пятая Регенерация» (1995)
Пятая стадия работы над пьесой Чехова «Вишневый сад», начавшаяся в 1990-е и длившаяся несколько лет. Участники проекта, студенты Мастерской Индивидуальной Режиссуры, двигались от разбора текста к хореографии и драматическому исполнению. Одновременно актеры, а также люди с синдромом Дауна, жившие внутри спектакля как садовые нимфы, фавны и другие садовые существа, открывали неуничтожимость чеховского сада. Пятая регенерация прошла в 1996 году в театре «Школа драматического искусства» и шла восемь часов в два вечера.
«В случае с “Садом” андегруандность оказывается счастливо найденным равновесием. <…> андеграундность бытования мастерской, то есть незавершенность, принципиальная разомкнутость, открытость, оказывается и причиной, и следствием того-что-имеет-место». Борис Кончеев
«Создав с художником Юрием Хариковым (обладателем престижнейших театральных премий России за сценографию) и со своими талантливыми актерами изумительно красивый мир, режиссер совершает безумный с традиционной точки зрения поступок: вводит в игру “Сада” людей с синдромом Дауна. Но условия игры таковы, что необычные участники, оставаясь самими собой — то есть чистыми большими детьми, — создают в спектакле мощную этическую вертикаль, сообщают мечте о счастье полнокровность». Дмитрий Десятерик, «Киевские ведомости», 14.12.96
18 мая, 16:00 — проект «Дауны комментируют мир»: «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да! Дауны…или Поход за золотыми птицами» (1997)
«Дауны комментируют мир» — акция, позволяющая увидеть мир сквозь сознание «другого» человека: актеры с синдромом Дауна становятся «садовыми существами» и принимают участие в создании спектакля «Сад». В «Неуправляемом ни для кого» они комментируют Евангелие. В «Да! Дауны…» они размышляют о телевидении, берут друг у друга интервью и ведут репортажи.
20 мая, 14:00 — «Сад. Восьмая регенерация. Первый день» (1996)
20 мая, 19:00 — «Сад. Восьмая регенерация. Второй день» (1996)
22 мая, 16:00 — «Недоросль»
TV-программа, интервью, фильм-спектакль (1999–2001)
Спектакль «Недоросль» Борис Юхананов поставил в вильнюсском Русском драматическом театре. Режиссер предпринял «реконструкцию реконструкции». В основе работы — вышедшая в 1911 году реконструкция спектакля по пьесе Фонвизина, которую сделал режиссер Юрий Озаровский, привлекший к сотрудничеству архитекторов, художников, гримеров и постижеров. На бумаге это выглядело как размеченная по точкам и обозначенная цифрами планировка актерских перемещений по сцене. В вильнюсском спектакле встречались русский классицизм, Серебряный век и реальность политического климата конца 1990-х.
24 мая, 16:00 — «Подсолнухи» (2002)
Спектакль по пьесе Теннесси Уильямса с Лией Ахеджаковой и Виктором Гвоздицким о границах между жизнью и ролью. Герои похожи на нежданно повзрослевших детей — «этакие Гаев с Раневской». Их детство исполнено скрытого ужаса, но именно это время — спасительный ковчег, яркая солнечная лестница.
26 мая, 16:00 — «Повесть о прямостоящем человеке»
фильм-спектакль (2004)
«Повесть о прямостоящем человеке» была сделана Борисом Юханановым в «Школе драматического искусства» с участниками Лаборатории ангелической режиссуры и с участием Оксаны Великолуг, девушки в инвалидном кресле. Актеры в спектакле занимались ботмеровской гимнастикой — комплексом эвритмических упражнений, а Великолуг сидела за ноутбуком и одним пальцем набирала манифесты будущего «Театра радости».
28 мая, 16:00 — «Фауст. Шестая регенерация»
фильм-спектакль (2009)
«Одной из важнейших тем спектакля является узловой божественный парадокс мирозданья — соотношение замысла господня с творением, образа с прообразом, земных катаклизмов и гуманитарных катастроф с христианским учением о спасении». (Марина Максимик)
30 мая (16:00) — «Голем», фильм-спектакль (2007)
Реж. Александр Белоусов
Фильм о создании одноименного спектакля, устроенного как череда этюдов на материале сцены из пьесы Гальперна Лейвика.
Трансляции пройдут на сайте журнала «Сеанс» и странице Электротеатра Вконтакте.