Тихое разглядывание умирания
— Александр, повод для нашего разговора — премьера фильма «Огни притона», который вы, насколько я знаю, делали долго и мучительно.
— Делал я этот фильм не долго и не мучительно. Снял довольно быстро, за тридцать восемь летних дней 2007 года. Потом мы с Дашей Даниловой столь же прытко его смонтировали. Но кончились деньги, и фильм, как принято говорить на продюсерском языке, законсервировали. Продолжалось это до начала 2011 года, когда мы перезаписали звук и сделали цветокоррекцию.
— И получили приглашение в конкурс «Кинотавра».
— Меня это заботит мало, я не понимаю, что такое состязательность в кино. Решил поехать на фестиваль по двум причинам. Первая: помочь продюсерам с продажами, мы будем его там рекламировать. Вторая: я уже столько наговорил товарищам по цеху разных «приятных вещей», что даже не сам показ фильма, а
— Да, это отдельный сильный сюжет. Твои недоброжелатели с надеждой ждут, что «Огни притона» окажутся совсем нехорошим фильмом и можно будет на нём, а особенно на самом Гордоне, оттоптаться.
— Они станут обсуждать фильм в терминах вроде «а ты кто такой?» Но я совершенно спокоен за своё кино: снято безукоризненно, сыграно замечательно, очень качественный звук. Там всё хорошо в технологическом смысле, и как зрителю мне это тоже очень нравится. Если угодно, это мой манифест: да, именно такое кино, ребята, я и люблю. Можно ли за это честное признание бить человека ногами? Можно, наверное. Любопытно будет посмотреть, как они на это решатся.
Александр Гордон и Гарри Гордон на съёмках фильма Огни притона (2011)
— Скажут, например, что твой фильм — архаичное рукоделие, не вписывается в современные тенденции.
— Думаю, это будет основной упрёк. Я не принадлежу ни к какой школе, ни к каким течениям. Был литературный текст, который мне дорог. Там звучали вопросы, которые и я себе задавал: о соотношении Судьбы и Свободы, например. Кроме того, меня тогда преследовала боязнь умирания, и нужно было это изжить, что и привело меня, кстати, к следующей картине. Начну снимать её, надеюсь, следующей осенью. Она будет об умирании, но не с ужасом, и не с мудростью, там интонация иная.
— Страх смерти изжит?
— Да! Ответил на вопросы. Фильм — это же способ ответа на вопросы к себе. По жанру «Огни притона» — трагедия, там герои встают на борьбу с роком, и меня эта история утешила настолько, что животный страх ушёл. Мало того, я даже перестал бояться смерти близких. Нервность, нервозность жизни я не упрятал
— А зачем он тебе вообще был нужен, этот фильм? Ты лучший у нас телеведущий…
— … я тоже так думаю.
— … и вместо того, чтобы расширять это профессиональное поле, надеваешь маску «художника», которая у нас, кажется, донельзя дискредитирована.
— Знаю, что хорош в телевизионной профессии, но она не даёт удовлетворения, не даёт удовольствия. На телевидении работаю только
Кадр из фильма Александра Гордона Огни притона (2011)
— Что ты думаешь об отечественном кино, которое с твоим активным участием дербанят на «Первом канале»?
— Когда исчезли школа и традиция, а трансляция ценностей и авторской позиции считается преступлением, когда эти смыслы отдаются на откуп даже не залу, а профессиональным критикам, дескать, ребята я тут понахерачил, а вы теперь придумайте разгадку, — тогда и получается это «наше кино».
— У него есть шанс найти точку сборки?
—
— Школа разрушена? Но слободской коллективизм остался.
— Никому до соседа нет дела: какое кто кино снял, по большому счёту кинематографистам неинтересно. Когда обсуждаешь кино, ищешь общие смыслы и ценности. И не находишь уже.
— Страна, выходит, развалилась?
— Страна давно развалилась, и я всё жду, когда этот развал оформится географически.
— Вот так, да?
— Так, да. Страны у нас для жизни нету, и никто не хочет сделать так, чтобы она была. Ни у кого, ни у групп людей, ни у индивидуальностей такой потребности больше нет. Одни живут ностальгией, другие будущим, которое никак не связано уже со страной, которую
Кадр из фильма Александра Гордона Огни притона (2011)
— Хотел бы ты сделать кино, где играл бы слегка от своего имени, ну, как, скажем, Вуди Аллен?
— Даже договорился
— Аллен не равен себе киношному.
— Согласен, но Аллен — еврей, выросший в либеральном
— Объясни психологический механизм своего гусарства, вот когда ты говоришь, что «они будут топтать», и этим даже бравируешь. Я бы предпочёл спрятаться.
— Смотри, я не в сообществе, не в тусовке, никак не завишу от их мнения. Вообще никак.
— То есть спасает
— Конечно спасает, это же щит и меч! Да пусть повизжат, пусть, это же в радость только. Мало того, я договорился с Эрнстом, что фильм покажут в «Закрытом показе», и там это моё раздвоение станет явным: буду и ведущим, и автором третируемой картины. Я готов за это кино отвечать.
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой