У всех дошли руки до кино
Андрей Прошкин на первом Съезде КиноCоюза
— Андрей, первый вопрос: во что превратился, на твой взгляд, КиноСоюз за девять месяцев своего существования?
—
— Вот об этом я и хотел спросить. Поколение молодых режиссёров, с которым в первую очередь ассоциируется КиноСоюз: Хлебников, Бакурадзе, Попогребский — критика уже окрестила «новыми тихими»…
— Меня, кстати, никто в «новые тихие» не включал, что даже немного обидно.
— Ну, мы хоть сейчас эту ошибку исправить можем. А если серьезно, то вот смотришь на вас со стороны и думаешь: нет, не борцы. У нас с Борей Хлебниковым сразу после того, как он подписал письмо «Нам не нравится», было опубликовано интервью, которое называлось «Время бесполезных поступков».
— Сейчас в моде реальные люди, занятые реальными делами. Только зачастую результатом их деятельности становится исключительно преумножение их личного капитала: финансового, политического и т. п. Я согласен с Борей, что сегодня бесконечно важны именно бесполезные, даже наивные поступки. И если
Б. Хлебников, А. Попогребский и Б. Бакурадзе на первом Съезде КиноСоюза
— В кулуарах шептались о том, что неслучайно накануне
— Я искренне надеюсь, что нет. КиноСоюз — это кинематографическая организация, в которой состоят люди с разными политическими воззрениями. Это не политическая партия. И это не профсоюз. По крайней мере, пока. У нас была мечта, чтобы КиноСоюз состоял из профессиональных гильдий, и общее Правление решало бы
— Почему?
— Потому, что сегодня мы живем в эпоху продюсерского кино. По факту это так и есть: ответственным за проект перед государственным или частным инвестором является продюсер. И поэтому когда сейчас ты берешься за постановку, тебе дают договор, разработанный гильдией продюсеров, без особого желания услышать, что ты по этому поводу думаешь. Тебе даже прямо говорят, что ты не можешь его
— Но сразу возникает вопрос: а кто его возглавит? И тут, боюсь, договориться будет невозможно.
— Я не большой специалист по профсоюзному движению, но мне кажется, что профсоюз может возглавлять юрист, и так было бы даже разумней. А если даже это и не так, и его обязательно должен возглавлять режиссёр… Ну так КиноСоюз тоже должен
Ю. Норштейн и Д. Дондурей на первом Съезде КиноCоюза
— Какие у тебя ощущения после Съезда?
— Конечно, это приятно, когда не только твои друзья, а ещё и уважаемые тобой, но малознакомые люди вдруг за тебя голосуют,
— А у тебя есть программа первоочередных действий в качестве председателя или
— Нет,
А. Плахов на первом Съезде КиноCоюза
— А существует ли для тебя лично проблема, как выстраивать взаимоотношения с властью, как смотреть в глаза, как настаивать на своём, проявлять принципиальность? Есть же довольно популярная в среде интеллигенции точка зрения, что сам факт диалога с властью — уже коллаборационизм.
— Кино в нашей стране колоссально зависит от государства. Где ты можешь получить деньги на фильм? В Фонде кино, в Министерстве культуры, в крупных компаниях, которые на самом деле являются квазигосударственными, и на телевидении, которое контролируется государством. Если ты такой невероятный чистоплюй, и твоя позиция: «Я с этими людьми в одном поле срать не сяду», — тогда завязывай с кино. Или снимай на телефон. Или иди в политику и делай революцию. Если ты хочешь снимать кино не на телефон и не собираешься резко менять миропорядок, то у тебя просто нет выхода — не общаться с государством и с властью почти невозможно. Другое дело, что это общение вовсе не означает взгляд снизу вверх, радостное поддакивание и вылизывание чего подставят. Мы пытаемся с властью быть в диалоге, чтобы она услышала нашу позицию, поняла наше мнение, прислушалась к нашим аргументам.
— Как ты относишься к заклинаниям некоторых кинематографистов о том, чтобы вернулись благословенные времена госзаказа? В советское время всё же было просто — был четко сформулированный идеологический запрос, а сейчас этого запроса нет и, кажется, власть сама не до конца понимает, чего же она хочет от кинематографистов. О чём можно договариваться с теми, кто сам не знает, что хочет?
— Мне кажется, всё достаточно просто. Власть не дает серьёзных идеологических заказов просто потому, что кино уже не обладает таким влиянием на умы зрителей. И главное, на мой взгляд, чего она хочет от нас, — чтобы национальное кино весомо присутствовало на экранах и это бы находило выражение в денежном эквиваленте. На самом деле это большой вопрос, что важнее для власти: сборы или сборы как выражение присутствия картин на экране и в сознании людей. Я думаю, что второе. И в этом как раз нет ничего плохого; если власть берет зрителя за точку отсчета, это нормально. Ненормально другое: большинство продюсеров получает государственное финансирование, которое не стимулирует их выпускать произведённые картины в прокат. Но если резко отказаться от государственного финансирования, фильмов будет производиться в разы меньше и они будут в разы хуже. Поэтому надо создавать такую систему, когда кинодело не заканчивается на изготовлении эталонной копии.
— Да, я слышал историю о том, как режиссёр сам выложил свой фильм в Интернет, отчаявшись увидеть его в прокате.
— Американские картины приходят к нам на рынок вместе с продвижением. Поэтому прокату проще работать с иностранными картинами. И прокатчики всё меньше и меньше хотят рисковать, вкладывая деньги в раскрутку картин. А у продюсеров этих денег нет. И это очередная черная дыра, в которой пропадают фильмы, произведённые на государственные деньги. Вот эту проблему надо обсуждать, надо с ней
Н. Клейман и В. Матизен на первом Съезде КиноCоюза
— Довольно большая часть членов КиноСоюза — это критики, что логично, поскольку эта профессия свободна от кинопроизводства, и критикам, в отличие от актёров и режиссёров, проще совершать «бесполезные поступки» — им, грубо говоря, нечего терять. Как ты считаешь, какова роль критики в современном кинопроцессе?
— Если вынести за скобки профессиональные издания вроде «Искусства кино» и «Сеанса», то, мне кажется, у критиков всё больше сокращается аудитория, которая обращает на них внимание, и, соответственно, печатное пространство, которое им выделяется. В этом смысле влияние критики на ситуацию в кино становится всё меньше, чем, кстати, в той же самой Америке. И очень обидно, что та критика, которая ещё существует, всё больше становится журналистикой и всё меньше — искусствоведением. Но вот если говорить об альтернативном прокате, то там роль критики, уверен, будет весомее, чем сейчас. Полагаю, что люди, которые ходят в подобные кинотеатры, — для них мнение критики, безусловно, важно. Но поскольку у нас нет системы существования авторского кино в прокате, влияние критики на кинопроцесс весьма невелико.
— У меня ещё осталось два личных вопроса. Первый: а твой папа — член КиноСоюза?
— Нет, у него есть определённый скепсис по поводу общественной деятельности и общественных организаций. Но ему интересно, как будут развиваться события.
— И второй: а зачем вот лично тебе всё это нужно?
— Председательство мне совсем не нужно; я не хотел, я не очень умею и считаю, что есть более удачные кандидаты. А сам КиноСоюз мне нужен потому, что сейчас, мне кажется, у всех дошли руки до кинематографа, как до футбола. Чуть ли не каждое министерство готово заказать себе фильм и полагает, что вправе диктовать, о чём и как снимать. И мы как люди, для которых кино — это жизнь, должны иметь возможность сказать, кáк мы хотим своей жизнью распоряжаться. Молчать или из своего угла всех поливать говном — бессмысленная позиция. Неправильно тихо курить в сторонке, пока решается твоя судьба.
Читайте также
-
Черная неделя жанрового кино
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини