Рон Ховард: Дорожные работы
СЕАНС – 53/54
Автогонки, погони, автокатастрофы, и прочие «автоцентричные» сюжеты Голливуд любил всегда. Однако нынешний спокойный интерес к блокбастерам вроде «Форсажа» не сравнится с расцветом, который переживал жанр в 1970-е годы. «Что может быть лучше, — вздыхают бывшие завсегдатаи драйв-инов, — чем смотреть кино про безбашенные гонки, сидя в машине, среди десятков таких же тачек, как на экране?» Роджер Корман быстро распознал в завсегдатаях автокинотеатров свою аудиторию и не мог упустить из виду многообещающие «высокоскоростные» фильмы. Так появились картины «Нехорошая мамаша», «Смертельные гонки 2000», Moonshine County Express и, конечно, «Ешь мою пыль!» и «Большая автокража», давшие зеленый свет режиссерской карьере Рона Ховарда.
Недавний выпускник USC (Южно-Калифорнийского университета), Ховард сам пришел и попросился в команду Кормана: «Тогда не было ни MTV, ни кабельного телевидения, ни Sundance Channel, — разводит руками нынешний оскароносец в одном из телеинтервью, — ничего, что сейчас может дать старт карьере. Мне исполнился 21 год. Я уже знал, что могу снимать кино, и пошел к Роджеру Корману». Ховард хотел финансирования для своего первого фильма — Корман же нуждался в харизматичном молодом герое для нового проекта «Ешь мою пыль!» режиссера Чарльза Б. Гриффита. Получить Ховарда, да к тому же почти бесплатно, за одно лишь обещание будущего фильма, было для Кормана удачным вложением денег. «Малыша Ронни» знала вся Америка: он был из актерской семьи и снимался с самого детства — прежде всего на телевидении, но, разумеется, Корман — опытный первооткрыватель актерских талантов — знал и работы Ховарда в полном метре. За три года до описываемых событий прогремел на весь Голливуд фильм Джорджа Лукаса «Американские граффити» — малобюджетная лента с восходящими звездами Харрисоном Фордом, Ричардом Дрейфусом и Роном Ховардом, получившая сразу пять номинаций на «Оскар».
Сделка состоялась к обоюдной радости обеих сторон. Фильм получил великолепную кассу во многом благодаря найденному Ховардом образу «простого парня» — симпатичного простофили с талантом заправского автогонщика. Неуклюжий сынок шерифа, затеявший нешуточное авторалли для того, чтобы закадрить длинноногую красотку Дарлену, должен был если не затмить, то по крайней мере оттенить холодное обаяние героев-гонщиков Дэвида Кэррадайна, рассекавших воздух в изощренных малобюджетках Пола Бартела «Гонки «Пушечное ядро»» (1976) и «Смертельные гонки 2000».
Роллс-ройс сплющен в лепешку, влюбленные спасены и пьют шампанское
Получив карт-бланш на съемки собственного фильма, Ховард адаптирует под требования кормановской New World Studio придуманную его отцом, актером Рэнсом Ховардом, историю большой погони. Динамичная car crash comedy в духе «Этого безумного, безумного, безумного мира» стала настоящим хитом. «После выхода фильма, — вспоминает Ховард, — Роджер сказал мне: «Сынок, ты хорошо поработал на «Большой автокраже», так что тебе не придется больше вкалывать на меня»». Слова оказались пророческими — Ховарду не пришлось больше работать с низкобюджетными проектами. Уже в «Автокраже» присутствует ясный и в то же время закрученный сюжет — то качество истории, которое вкупе с техничностью ховардовского стиля позволит ему впоследствии так блестяще справляться с производством высокобюджетных картин вроде «Кода да Винчи».
Секрет «Большой автокражи», как и в случае ее «старшего брата» — «Ешь мою пыль!», — в ясности фабулы, помноженной на сложность автомобильных трюков. Простой рыжий паренек Сэм Фримен (Ховард) и элегантная блондинка Паула Пауэрс (Нэнси Морган) — американские Ромео и Джульетта (недаром Ховард регулярно признается в любви к фильму Дзеффирелли). Не получив от отца Паулы, влиятельного политика, благословления на брак, парочка угоняет папин роллс-ройс и едет венчаться прямиком в Лос-Анджелес. Это завязка. Все остальное экранное время занимает умопомрачительная и развеселая гонка. В погоню за влюбленными втягиваются один эксцентричный персонаж за другим: представители власти (папа-политик с агентами на черных линкольнах, полиция), СМИ (известный диджей Дон Стил исполнил роль радиоведущего Кудряшки Брауна), мафия, церковь (священник бросается за деньгами, прервав проповедь), туповатый женишок Паулы, за которого прочит ее отец, маман жениха (в исполнении Мэрион Росс, напарницы Ховарда по «Счастливым дням»), чумовые фермеры, разбрасывающие динамит направо и налево, наконец, машина хиппи и парочка фриков-автослесарей, въехавших в фильм Ховарда прямиком из «Ешь мою пыль!». Вся эта орава несется по бесконечным дорогам Калифорнии в надежде на легкую наживу, превращая средства передвижения в живописные горы металлолома. Заканчивается все хэппи-эндом. Роллс-ройс сплющен в лепешку, влюбленные спасены и пьют шампанское. Добро побеждает бабло, в то время как коварные и жадные (до денег ли, власти, новостей — не важно) преследователи получают по заслугам.
После «Автокражи» Ховард надолго забыл о погонях, однако в последние годы его автомобильный цикл неожиданно получил продолжение в байопике «Гонка», который вот-вот выйдет на экраны. На новом этапе карьеры, уже в статусе голливудского «тяжеловеса», Ховард вновь попал под обаяние скорости и страстно ищет новые ракурсы гоночных съемок. Как знать, может, легендарный эпизод противостояния гонщиков Формулы-1 Ники Лауды и Джеймса Ханта в исполнении неистового Рона даст новое дыхание car crash movie и оживит застывший в оцепенении скоростной жанр.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера