Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»
В прокат выходит венецианский призер — «Зло не существует». Публикуем интервью с режиссером фильма Рюсукэ Хамагути и композитором Эико Исибаси, которые рассказали о главном производственным секрете картины. 24 апреля в 20:30 на «Ленфильме» состоится предпрокатный спецпоказ.
Рюсукэ, расскажите, с чего начался этот фильм?
Рюсукэ Хамагути: Изначально задача была в том, чтобы создать видеоряд для живых выступлений Эико Исибаси. Нечто вроде немого кино. Потом я уже расширял эту картину с помощью диалогов. В этом и состояла основная особенность нового подхода. Этим проект меня и заинтриговал. Ничто не было предопределено. Я мог делать все, что захочу. В какой-то момент пришлось пройти через трудный кризис идей, но свобода творческого процесса все равно меня вдохновляла. Это было потрясающее испытание. Я смог думать о визуальном ряде в более чистой и динамичной манере. Сумел взглянуть на его создание с новой для меня стороны. Без подобной возможности мне такое бы вряд ли удалось.
Правда ли, что Эико и ее друзья участвовали в процессе съемок?
Р.Х.: Эико живет не очень далеко от места съемок. Я решил, что раз ее музыка рождается в этой местности, мне будет проще снимать там, легче будет осмыслить визуальные образы. Эико познакомила меня с друзьями, они тоже помогали в этом проекте. Одного из них я назвал экспертом по природе. Им я вдохновился, придумывая главного героя. Я учился у него воспринимать природу и сумел понять, как сильно она наполнена движением. Уверен, нам удалось связать динамику природы с музыкой, которую написала Эико.
Вы сказали, что ощущали большую свободу творческого процесса. В чем это выражалось?
Р.Х: За время съемок мы несколько раз перерабатывали сценарий. На более ранних моих проектах такого количества итераций не было. Но эта неструктурированная работа над фильмом позволила мне больше узнать о свободе творчества и о нераскрытом потенциале мира кино. Кроме того, когда работаешь в небольшой команде, многие участники проекта могут выполнять в коллективе сразу несколько ролей. Скажем, Хитоси Омика ― исполнитель главной роли ― был участником съемочного коллектива во время работы над фильмом «Случайность и догадка». Он и наш оператор Ёсио Китагаве участвовали в поиске локаций. И иногда на этих локациях мы просили Хитоси отыграть пару сцен, чтобы лучше понять, как мы можем выстроить кадр. Мы поладили, и потом, когда я приступил к работе над фильмом «Зло не существует», я уже не представлял в главной роли никого, кроме него. Кстати, в этом проекте он тоже участвует не только как актер. Он также взял на себя часть производственных задач.
Эти два фильма напоминают два измерения одной мультивселенной
Эико, как вы восприняли этот проект?
Эико Исибаси: Когда зарубежные промоутеры предложили совместить мою музыку с видеорядом, эта идея меня тут же увлекла. Однако я понимала, что музыка и видеоряд должны быть интересными и по отдельности, иначе они не смогут соединиться в интересное зрелище. Я всегда считала мистера Хамагути прекрасным рассказчиком, всегда умеющим грамотно вплести музыку в свои картины. Мы уже работали вместе над фильмом «Сядь за руль моей машины», и тогда я смогла оценить его приверженность хорошему звуку. Это было очень приятное сотрудничество. Я пришла к мистеру Хамагути с идеей нового проекта «Подарок». И я очень рада, что проект в итоге дал жизнь двум полноценным версиям красивой истории.
Как бы вы описали основные различия между «Подарком» и «Зло не существует»?
Р.Х.: Во-первых, истории развиваются немного иначе. Да, мы используем те же кадры, но сюжеты не тождественны. Герои тоже воспринимаются немного иначе. Эти два фильма напоминают два измерения одной мультивселенной. Что до того, насколько отличается зрительский опыт при просмотре обеих версий, я не могу это объективно ценить. Но я убежден, что обе картины дополняют друг друга и расширяют границы восприятия зрителей.
Расскажите побольше о том, как фильм «Зло не существует» стал самостоятельной картиной.
Р.Х.: Когда я написал сценарий с диалогами, я хотел, чтобы актеры играли в полную силу. Я решил, что диалоги помогут им в этом, и чувствовал, что актеры существовали в своем мире, не находящемся в зависимости от музыки Эико. И только потом мы соединяли видеоряд с музыкой, чтобы обе части смогли усилить друг друга. В итоге актеры, во главе с Хитоси, сыграли так хорошо, что я захотел, чтобы их голоса были услышаны зрителями. Тогда я спросил у Эико разрешения провести съемки и создать самостоятельное кино под названием «Зло не существует». И я вновь хочу поблагодарить Эико за подаренное мне вдохновение.
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»