Внутри обезумевшей толпы — «Хэллоуин убивает»
Перед Хэллоуином кинотеатры атакует новая серия неубиваемой франшизы про серийного убийцу-психопата в маске из папье-маше. О критикующем современность слэшере рассказывает Марат Шабаев.
Кто стучится в дверь ко мне с серой маской на лице? Неубиваемый маньяк Майкл Майерс выбирается из горящего подвала, где его оставила Лори Строуд в финале предыдущего «Хэллоуина» (2018). И тут же берется за старое — терроризирует жителей Хэддонфилда, ломая шеи и дырявя артерии кухонным ножом. Пока Лори восстанавливается от травм в госпитале, горожане берут дело в свои руки — собирают анти-майерсовское ополчение.
«Хэллоуин убивает» — 12-й фильм франшизы и вторая часть согласно новой хронологии. В 2018 году режиссер Дэвид Гордон Грин и комик-сценарист Дэнни Макбрайд вдохнули в этот слэшер новую жизнь, обнулив все предыдущие сиквелы и сняв собственное продолжение оригинального фильма Джона Карпентера. Их «Хэллоуин» перевернул традиционную оппозицию «маньяк-жертва»: невротичная Лори Строуд (Джейми Ли Кертис) сама преследовала Майкла Майерса. Тогда показалось, что трилогия Грина-Макбрайда (два сиквела были анонсированы сразу) займется экспериментами в проверенной слэшер-рецептуре с поправкой на современные реалии. Что ж, так и вышло, только никакого повода для радости тут нет. «Хэллоуин убивает» — сиквел неудачный, даже по меркам франшизы (причем местами он едва ли не покадрово повторяет «Хэллоуин 2» 1981 года, при том что отрицает его мифологию).
Бездумными линчевателями сегодня становятся те, кого вчера коснулся злой рок.
В этот раз Грин-Макбрайд решили выкинуть смертельный трюк: задвинуть Лори Строуд на второй план (экранного времени у Кертис всего несколько минут). А на первый план выходят другие жертвы Майерса, которые потеряли близких или стали свидетелями той ужасной ночи 1978-го, их лидером становится Томми Дойл (Энтони Майкл Холл), повзрослевший ребенок, за которым в оригинале присматривала Лори. Тема ПТСР и целого сообщества травмированных людей — вполне в духе времени.
Увы, в пересказе выходит куда острее и увлекательнее.
«Зло должно умереть сегодня», повторяют разгневанные жители Хэддонфилда и берутся за вилы, чтобы линчевать Майерса. И в их интонациях сквозит надрывная истерика, как у растерянных немцев, ловивших маньяка в «М» Фрица Ланга. А сам лозунг как-то подозрительно похож на крамольное Make America Great Again. Вот только скандируют его не стереотипные реднеки, а психологически травмированные люди. Довольно неудобная по нынешним временам интерпретация. Бездумными линчевателями сегодня становятся те, кого вчера коснулся злой рок.
Свою роль сыграл и коронавирусный перенос фильма, «Хэллоуин убивает» должен был выйти в прокат осенью 2020-го, когда прогрессивную Америку пугал трикстер из Белого дома, а выходит он в 2021-м, так что в нем уже чудится критика пресловутой «новой этики» (она вообще есть?), ведь разъяренная толпа доводит до самоубийства несчастного безумца, которого они приняли за Майерса.
Майкл Майерс — Форма, тень меж бельевых веревок, неуязвимый бугимен.
Увы, в пересказе выходит куда острее и увлекательнее. «Хэллоуин убивает» — вторая часть трилогии Грина-Макбрайда (финал с патетическим названием «Хэллоуин заканчивается» намечен на следующий год), и все в ней намекает, что создателям хотелось бы поскорее приступить к третьему акту, а нынешняя глава — всего лишь слэшер-интерлюдия с проходными шоустопперами и мудреными отсылками к прошлым фильмам (в одной из сцен можно увидеть трупы в масках из всеми нелюбимого «Хэллоуин 3: Сезон ведьм», 1982). Дайте Лори отдохнуть, залечить свои раны и подготовиться к новой встрече с Майерсом, а пока познакомьтесь с другими героями, которые появятся также стремительно, как и умрут.
Сила большинства длинных франшиз (и слэшеров особенно) в запоминающихся эффектных номерах и образах, которые останутся жить в отрыве от самих фильмов. Пустая лужайка, на которой только что лежал Майерс («Хэллоуин», 1978). Убийство медсестры в кипящей ванной («Хэлллоуин 2», 1981). Лори и Майкл впервые после многолетнего перерыва сталкиваются лицом к лицу через окошко в двери («Хэллоуин: 20 лет спустя», 1998). Психоделические видения с белоснежной лошадью («Хэллоуин 2» Роба Зомби, 2009). «Хэллоуин убивает» в эту мрачную копилку вкладывается минимально, зато очень символично: самая пронзительная сцена тут в финале, когда Майерс возвращается в спальню, в которой сорок лет назад убил старшую сестру, и просто глядит из окна — то ли на одноэтажную Америку, то ли на отражение собственного лица-маски. Лучшая карпентеровская придумка все еще жива и актуальна: Майкл Майерс — Форма, тень меж бельевых веревок, неуязвимый бугимен. Встретимся через год, когда в хэддонфилдовских сумерках снова зажгутся огоньки веселых тыкв.