Современный человек как целое отсутствует
Я решил поговорить о том, что меня действительно волнует: о том, куда движется искусство и, в частности, театр.
Конечно, чтобы говорить всерьёз, необходимо этот процесс внимательно изучать. Я же ничего не изучаю и более того — являюсь частью процесса, барахтаюсь в этом водовороте… Не знаю, где я: может, меня
В поисках человека
Начнём издалека.
Первобытный человек человеком не интересовался. Когда он изображал охотника, плод или рыбу, то интересовался своим делом. Наскальные рисунки являлись то ли проектом того, что он будет делать, то ли высеченной мольбой о том, чтобы это произошло. Танцы африканских племён — обучением охоте, инициацией молодых. И если ритуалы можно назвать искусством, то в самой отдалённой степени. Это искусство, привязанное к жизни. Оно не изображает человека и не следит за его изменениями — оно занято тем, чем в современном обществе занимается школа и, отчасти, церковь.
Позднéе искусство начинает интересоваться сверхъестественным: богами, контактами с иными мирами, объяснением этих миров — но не человеком. Психологии нет. Потому что нет морали — мораль возникла много позднее.
Но вот появляется, скажем, «Царь Эдип».
Эта пьеса изображает уже
Спектакль Камы Гинкаса Дама с собачкой (2001). Фотография Е. Люлюкина
Здесь мы пропускаем большое количество лет и идём туда, где человек уже интересен. Не
А потом в театре появились типы. Не просто хромые, а очень хромые. Не просто хрипят, а очень хрипят. И нос гигантский, и брови приклеены, и лысина сделана ну очень убедительно… Это тип. Последние лет двести зрителю это нравилось чрезвычайно. Считалось, что артист, который может играть тип, — хороший артист. А если, шепелявя, горбатясь и одновременно приклеив большой живот, артист ещё и играл бедного человека, которого обижают богатые и притесняют власти, если персонаж был
Мой папа любил типажи, любил, когда очень хорошие артисты играли очень жирно. Когда было социально узнаваемо и понятно, кто какую должность занимает: кто здесь доктор, а кто учитель; кто беднее, а кто богаче. Если я врач, то хорошо, чтобы про врачей, если учитель — про учителей. Неслучайно в «Чайке» спрашивают у Тригорина (считайте, что у Чехова): «Почему вы про учителей не пишете? Мы так мало зарабатываем, и это очень серьёзная проблема». Но почему Чехов должен заниматься проблемой учительских зарплат? Я уверен, что Чехов этим заниматься не хотел и потому не занимался. Он мог бы, скажем, написать про космонавтов: они бы говорили о проблемах, связанных с техникой и инженерией. Но значило бы это, что пьеса говорит о проблемах космонавтики? Герои бы
Спектакль Камы Гинкаса Скрипка Ротшильда (2004). Фотография В. Гусева
Или вот Товстоногов. Он рассказывал истории человеческие. Частично, конечно, и социальные — ведь все мы находимся в социуме. Но он показывал характеры, которые были не типа «а, вот он такой». Товстоногов понимал, что характер — это поведение.
Что отличает меня от вас? Не только пол, не только возраст. Но и бэкграунд, биография, опыт. Когда я сажусь на стол, человек, обладающий отличным от моего опытом, может сказать: «Ну зачем это? Не пацан ведь, а выпендривается». В той же ситуации он повёл бы себя
Человек всегда один и тот же: он хочет, чтобы его любили, и хорошо, если сам может полюбить. Человек хочет быть сытым, человек хочет комфорта, человек не хочет болеть, он очень не хочет умирать, хочет, чтобы у его родни, его племени, его стаи всё было
Параллельно с Товстоноговым в России существовал не менее гениальный режиссёр — Эфрос. Ему было неважно: доктор человек, или кинорежиссёр, или, может, писатель; бедный или богатый. Признаки повседневной жизни в спектаклях Эфроса вообще отсутствовали. Хотя, казалось бы, как же так? Если рассказываешь о человеке, расскажи о нем во всём объёме. А Эфроса это не интересовало, и это было потрясающе. Через людей он говорил о том, что существует помимо людей. О том, как время проходит, несмотря на наши с вами пререкания, дружбу и любовь, рабочие проблемы и их преодоление; о том, как
Спектакль Камы Гинкаса Медея (2009)
В ожидании события
Я сейчас мало хожу в театр. Если ты начинающий режиссёр, то ходишь много, смотришь всё. Пытаешься найти себя. Видишь: «Вот, я хотел бы быть таким». Разным: высоким, маленьким, седым, лысым, женщиной, негром. Находишь себе технологию, частично воруя у других, присваивая. Это один период.
Потом наступает другой, когда надо доказать, что ты есть. Ты вызреваешь, бьёшься, ты весь в борьбе, в переживании. Наконец, другие говорят: «Пожалуй, да, действительно, он есть. И это даже интересно, оригинально». И тут опасность: ты нашёл себе рамки. Ты пытаешься выскочить из них, но уже так много сил потрачено, чтобы себя сочинить, что выскочить очень трудно. Потом выскакиваешь по мелочи.
Так вот: должно
Спектакль Камы Гинкаса Записки сумасшедшего (2010). Фотография Е. Лапиной
Должно
Самая серьёзная проблема сегодня заключается в том, что не может существовать трагический герой. У героя могут быть проблемы, в результате которых он застрелится или кинется с моста, но это не трагедия — у него просто «не сложилось». Потому что трагический персонаж — цельный. Он обладает незыблемыми идеалами, без которых ни себя, ни свою жизнь не представляет: если, скажем, Отелло верует в любовь, то жить без неё он не может. Современный человек изначально расколот на части. Пойдёт в одну сторону, а потом передумает: воздух там чище, но народа много — пожалуй, здесь посижу. Отсутствует вера во что бы то ни было. Мы верим временно, осторожно. Поэтому не может быть ни трагических персонажей, ни трагедий. И это в свою очередь трагедия нашей драматургии. Вот и Гамлет у нас такой: живёт и ни во что не верит.
Когда Эфрос был жив, такой опасности ещё не было. Он с огромной досадой говорил: «Неужели в жизни нет ничего, о чём можно говорить серьёзно?» Такое ощущение, что сегодня не осталось вещей, о которых можно говорить всерьёз. Я говорю это, посмотрев ряд спектаклей, которые считаются хорошими, правильными, современными. И мне это непонятно. Это даже не цинизм, а
Читайте также
-
Pin Co закачать возьмите Дроид бесплатно должностное адденда
-
Pinco Gambling House Кіру қосымша Fixation Ресми веб-сайт Pinco Casino Interactive алу және қол қою
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Итоги 2024 — 17 вполне традиционных ценностей
-
Пинко Казино Вход вдобавок Зарегистрирование Официальный Журнал Pinco Casino Русь
-
Движение вниз — «На этой земле» Ренаты Джало