Фестивали

Кыштымский карлик, молочная девочка и якутский самосуд — Shnit’2025

24 августа в Москве стартует фестиваль короткометражных фильмов Shnit. Семь дней и более семидесяти работ — такова программа. Отдельная ее часть — 23 картины под интернациональным наименованием Made in Russia. О некоторых фильмах и о том, что скрывается за этим названием, рассказывает Владимир Дорохов.

Часто вспоминается известное выражение то ли Салтыкова-Щедрина, то ли Карамзина, то ли Зощенко (история спотыкается на этом вопросе). Будто бы в России и через двести лет все будут только пить да воровать. На ум это высказывание приходит потому, что порой хочется добавить еще и третье наше излюбленное, пусть и не такое стародавнее занятие: «хоронить российское кино». Но, пока одни заламывают руками, сетуют на продюсеров, актеров, режиссеров, кинокритиков, киноблогеров, ретроградный Меркурий и третью декаду луны в тельце, другие просто снимают фильмы. Нередко талантливые. Вот и выходит: либо пациент скорее жив, чем мертв, либо у нас страна счастливых лазарей.

Отечественный конкурс в программе shnit похож на праздничный стол пребольшого семейства, где на каждого найдется блюдо по вкусу, сколь бы изысканы ни были ваши предпочтения. Халва, рахат-лукум, наполеон, рагу, карбонара и холодец, отдельные угощения для дядюшки с язвой, а еще морс, шампанское, беленькая и та сивуха, которую выдерживает только дед. Недовольных не останется.


«Забор»

«Забор». Реж. Лев Евлампиев. 2025

Взять, например, «Забор» Льва Евлампиева. Камерная история, успевшая отметиться на «Горький’Fest»: фильм удостоился награды за лучшего актера, 75-летнего Олега Выходова. Как и многие участники shnit, «Забор» — дебют молодого режиссера. 25-минутная картина рассказывает о двух пожилых братьях. Один — много лет провел за границей, своим когда-то близким людям он теперь безразличен; второй — недавно похоронил жену и теперь коротает одинокие деньки, упрямо перекрашивая забор в голубую расцветку. Такую, как в детстве. Постепенно, по-ребячьи обмениваясь колкостями, два брата наконец сближаются. Помимо восхитительной работы Анатолия Запруднова и аккуратной художественной компоненты у «Забора» есть еще один несомненный плюс: на съемках была спасена от холода и голода бездомная кошка.


«Зима, Весна, Лето, Осень… и снова Зима»

«Зима, Весна, Лето, Осень… и снова Зима». Реж. Ильдар Шангараев. 2025

Семейная драма «Зима, Весна, Лето, Осень… и снова Зима» Ильдара Шангараева — фильм о том, что богатые тоже плачут. Если на дворе 2022 год. Плачут недолго, делая визы через друзей в посольстве и греясь на пляже, но слезы от этого слаще не становятся. В центре этого привета Ким Ки Дуку — маленькая девочка, чей неприлично богатый отец совершает немыслимые пируэты ради спокойствия дочери. Все, чтобы с чадом не произошло того, что денно и нощно крутится в новостных репортажах. Отец ищет безопасной жизни для наследницы, наследница ищет внимания отца. Когда год завершит свой цикл, жизнь обоих успеет вернуть все на круги своя.


«Ничего не было»

«Ничего не было». Реж. Дана Арсагова. 2024

В короткометражке Даны Арсаговой «Ничего не было» главная героиня прибывает в родную осетинскую деревушку (ценители школы Сокурова, эта песня посвящается вам). Причина прискорбная: смерть отца. Впрочем, для героини этот визит — не причина поддаваться сентиментальностям. Ведь она твердо решила навсегда покинуть родные пенаты. Не согласен с ее решением младший брат, которым верен корням и огромному алабаю. Александра — так зовут сестру — использует в качестве довода смерть отца: как прожил он среди этих гор всю жизнь, так и умер среди них. Канул в Лету, словно не было его и в помине. Фильм, после которого невольно задумываешься: есть ли разница между осетинским простором и бетонным аквариумом. И то, и другое пространство лишь молчаливо наблюдает, как приходят и уходят разные обитатели, ничего не оставляя после себя.


«Торбаса, или Как мы рубили мясо»

«Торбаса, или Как мы рубили мясо». Реж. Никита Давыдов. 2024

В продолжение темы регионального кино. Якутия. На shnit’е ее представляет Никита Давыдов с фильмом «Торбаса, или Как мы рубили мясо». Фильмом, опять же к слову, получившим приз за лучшую драматургию на прошлогоднем «Горький’Fest». Комическая зарисовка с детективной линией обладает всеми достоинствами якутского кино: сугробы, костюмы, язык, костры. К ним добавляется нарочито театральная игра актеров, превращающая сюжет об убийстве в своего рода пародию, даже анекдот. Что, впрочем, ничуть не мешает финалу забрать у зрителя любой намек на улыбку.


«Лиинахамари»

«Лиинахамари». Реж. Александра Макарова. 2025

Еще один засыпанный снегами участник программы — «Лиинахамари» Александры Макаровой. Детективная линия фестиваля продолжается картиной прозаического толка. В далекий городок в Мурманской области приезжает ревизор с целью разобраться с несанкционированной продажей водки из-под полы в местном сельпо. Сотрудники судорожно пытаются скрыть следы преступления. В этой, в общем-то, простой и скорее не примечательной работе хочется выделить разве что персонажей. Любой поселковый житель без труда узнает эти типажи. Строгая управляющая с видом утомленной чайки, ее бугай-муж с мордой кирпичом и дурацким полинезийским орнаментом на плече, кроткая продавщица из стран Средней Азии и радушная, розовощекая представительница администрации. Любо-дорого видеть этих людей, таких родных и знакомых. Естественных и живых.


«Менуэт»

«Менуэт». Реж. Диана Даргаева. 2025

Говоря об узнаваемости, нельзя не сказать о «Менуэте» Дианы Даргаевой. «Менуэт» разворачивается в прекрасной России будущего, где вовсю буйствует налог на бездетность: не дал бог зайки, не даст и лужайки. Женщины здесь обезличены и безвольны; не более, чем машины по улучшению демографического состояния страны. Те, кто плодится и размножается, получают всевозможные блага этой жизни. Главный герой — маленький усатенький служака в пиджаке, истеричный и брюзжащий, в отчаянии: жена не плодоносит, а налоги-то растут! Мытарства местного Башмачкина решаются весьма аморально, под стать временам.


«Молочная девочка»

«Молочная девочка». Реж. Ольга Добромыслова. 2025

Плавно переходя к теме экспериментов, кивнем и в сторону «Молочной девочки» Ольги Добромысловой. Имя Максима Добромыслова в титрах недвусмысленно намекает: нас ждет нечто нетривиальное. «Курская магнитная аномалия», «Межсезонье» и другие детища продюсера отличаются попыткой авторов выбраться за рамки стандартного повествования. Так вышло и с «Молочной девочкой», причудливой притчей о том, как мать в исполнении Лизы Янковской отдает всю себя новорожденной дочери в самом буквальном смысле.


«Спасение»

«Спасение». Реж. Никита Добрынин. 2024

Венчает серию щедрых на образы, дотошных в исполнении фильмов фестиваля «Спасение» Никиты Добрынина. Фильм-сон, фильм-делириум о нескольких днях солдата в условном времени-пространстве Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Зеленоватая дымка, вдали виднеются штыки-молодцы и фигуры, что славят Аллаха. Одна из самых завораживающих работ фестиваля намеренно отказывается от стандартной формы повествования, вместо этого — целится попасть к нам сразу в подсознание.


«Аниметро» и «Алешенька»

Тех, кому не безразлична современная анимация, следует присмотреться к двум мультфильмам программы: «Аниметро» Натальи Грофпель и «Алешенька» Дмитрия Геллера. Последний уже давно известен среди ценителей, его предыдущий фильм «Хозяйка медной горы» покорил всех еще в том году. В «Алешеньке» Геллер возвращается к уральскому фольклору, разве что на современный лад. Как можно догадаться, история посвящена городской легенде из 1990-х — про кыштымского карлика, не то человеческого зародыша, не то инопланетянина. «Аниметро» в свою очередь — кислотно-цветастый этюд о поездке в метро одной антропоморфной кисы, свайпающей приложение для знакомств и не подозревающей, что ее любовь катится с ней в одном вагоне. Остроумное, изобретательное, хулиганистое кино, которое движется по рельсам повествования на максимальных скоростях.


Кино традиционное и кино экспериментальное, смешное и пугающее, неудачное и поражающее, — таков сегмент российского кино в программе фестиваля shnit. Если и говорить, что настало время, когда для авторов нет «никаких больше вечеринок», то стоит уточнить, что и поминки устраивать еще рановато.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: